Методические рекомендации «Дополнительное образование детей как ресурс развития одарённости. Ресурсы дополнительного образования для социального воспитания Что такое ресурсное развитие дополнительного образования детей

17.03.2024 Гепатит

Ресурс представляет собой явления (объекты, предметы, а также их свойства), выраженные в материальной или идеальной формах, которые могут быть использованы как средства, возможности, условия, источники, резервы для достижения определенных целей.

Ресурс программного подхода. Эффективность деятельности учреждения дополнительного образования как воспитательной организации требует разработки соответствующих программных документов, различных по назначению и содержанию. Программно-деятельностное функционирование учреждений данного типа (увеличение направленностей, мероприятий в деятельности учреждений дополнительного образования, некоторая увлеченность технологической составляющей в организации занятий, субъект-объектный характер передачи знаний и т.п.) создает основу для расширения сферы самореализации.

В основе программ учреждений ДОД лежит парадигма взаимодействия, что предполагает возможность определенной коррекции программ с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности детей. Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный темп передачи материала для детей, имеющих трудности в его усвоении. Важным условием эффективности становится учет приоритетных видов деятельности детей различных возрастных групп и других психофизических особенностей возраста.

Ресурс ценностно-смыслового содержания ДОД. Дополнительное образование детей - это не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста: самоопределения и саморазвития индивидуальности. Для этого требуется перевод всего комплекса дополнительного образования из режима программно-деятельностного функционирования в ценностно-смысловой. Процесс освоения ценностей благодаря выбору тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогает подростку организовать собственное поведение в социальной среде.

Дополнительное образование - это пространство формирования просоциалъных личностных ценностей, которые:

  • 1) связаны с утверждением роли личности в социальной, профессиональной, образовательной среде;
  • 2) удовлетворяют потребность в общении и расширяют его крут;
  • 3) ориентируют на саморазвитие творческой индивидуальности;
  • 4) позволяют осуществить самореализацию;
  • 5) дают возможность удовлетворить прагматические потребности.

Реализации ценностно-смыслового ресурса ДОД благоприятствует эмоциональная насыщенность жизнедеятельности таких учреждений, которая выигрывает перед «засушенно- стью» учебного процесса в общеобразовательной школе, где приобретаются вербальные способы коммуникации и где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям, приобретаемый в учреждениях дополнительного образования оказывается более гуманистичным.

Специфика дополнительного образования детей позволяет более эффективно, чем в общем образовании, реализовать принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, так как этому способствуют поисковое, творческое, неформальное содержание образовательного процесса и его организация (методика, мотивация и пр.). Другими словами, дополнительное образование детей выступает не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Ресурс педагога дополнительного образования (Л. И. Боровиков). Способность оценить социальный заказ становится неотъемлемой компетентностью профессиональной деятельности педагога и означает способность:

  • а) самостоятельно и инициативно-творчески диагностировать конкретный социум, формулируя на этой основе стратегические задачи деятельности конкретного творческого объединения;
  • б) мобильно и индивидуально-дифференцировано реагировать на малейшие изменения среды, в которой происходит социализация детей и подростков.

Оценочно-диагностическая работа педагога имеет следующую направленность:

  • 1) педагогическое обследование открытого социума (т.е. работа с ценностями и антиценностями, бытующими в конкретной микросреде, детском сообществе, семейном сообществе, близлежащих образовательных учреждений микрорайона, города, села);
  • 2) анализ взаимодействия с теми профессионально-образовательными учреждениями, куда по завершению обучения в детском творческом объединении может поступить учиться выпускник.

Ресурс взаимодействия в учреждении ДОД. Недостаток внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, частично компенсируется разнообразием взаимодействия, реализующегося в жизнедеятельности учреждений ДОД. Особенность форм взаимодействия в учреждениях дополнительного образования сказывается на следующих моментах (М. Б. Коваль).

  • 1. Массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению подростков в объединение (комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы и фестивали), требуют проявления определенных умений и добросовестного отношения к делу, дают возможность детям испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Это является своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить досуг во внешкольном учреждении; стимулирует подростков к достижению новых результатов; наконец, становится тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования.
  • 2. Кружки, студии, секции и другие творческие объединения детей, которые хотят заняться систематической деятельностью в соответствии с их интересами, обеспечивают равенство участия всех школьников, независимо от их способностей и подготовленности.
  • 3. Формы и виды работ для наиболее подготовленных детей и подростков (научные общества учащихся, детские научные конференции, летние выездные лагеря и экспедиции) позволяют детям расширить свои теоретические знания и апробировать их в практической деятельности. Такая деятельность, несомненно, имеет общественную значимость, а часто и возлагает на подростков высокую ответственность (например, за сохранность исторического материала при археологических раскопках). В свою очередь, это способствует росту самоуважения и самоактуализации личности ребенка.

Специфические особенности общения как важнейшего средства педагогического взаимодействия в учреждениях ДОД связаны с общностью интересов и совместным творчеством педагогов и воспитанников, поскольку неформальность общения, высокая привлекательность в глазах детей способствует росту самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости.

Преимущественные стили, используемыми педагогами ДОД (общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и общение на основе дружеского расположения), характеризуются устойчиво-положительным отношением педагога к детям, совместным продумыванием законов и правил общения, совместным контролем за выполнением этих правил, а также ровным тоном и доброжелательной интонацией.

Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника, субъекта взаимодействия, усиливает возможности учреждения дополнительного образования.

Благодаря перечисленным выше особенностям педагогического взаимодействия в детских сообществах возникает творческая, доброжелательная атмосфера, которая дает реальный шанс для ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников.

Развитие системы дополнительного образования детей Ленинградской области возможно при ее целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: кадры, нормативные документы, информацию, финансы, материальные ресурсы.

В современных условиях особое значение приобретают кадровые ресурсы, поскольку от них в первую очередь зависит развитие системы дополнительного образования детей. Процесс модернизации системы образования способствует становлению учреждения дополнительного образования детей как субъекта рынка образовательных услуг. От умения руководителя образовательного учреждения провести маркетинг, найти своего заказчика зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, микроклимат педагогического коллектива, его сохранность и развитие. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педколлектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения в учреждении дополнительного образования детей как участника рынка образовательных услуг.

Финансовое благополучие системы дополнительного образования детей напрямую зависит от состояния бюджета. В настоящее время отмечена дифференциация финансирования учреждений дополнительного образования детей: дополнительное образование на базе школ финансируется из средств государственного бюджета, муниципальные учреждения дополнительного образования детей - из средств муниципальных бюджетов. Это актуализирует проблему создания положительного имиджа учреждения дополнительного образования детей с целью привлечения ассигнований муниципального бюджета, которые в условиях рынка органично должны дополняться средствами, поступающими из других источников.

Указанные обстоятельства обосновывают необходимость эффективного управления ресурсами путем следующих первоочередных мер.

В области кадровых ресурсов:

  • 1. Создание резерва потенциальных кандидатов на руководящие должности в учреждения дополнительного образования детей; оценка кандидатов и отбор лучших.
  • 2. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников системы дополнительного образования детей:

разработка маршрутов профессионального роста как внутри учреждений дополнительного образования детей, так и на областном уровне, используя возможности факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования», учреждений пост дипломного педагогического образования;

разработка программы оценки и совершенствования управленческих навыков руководителей по формированию и развитию организационно-педагогической культуры учреждений;

профессиональное совершенствование педагогических работников через Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

развитие системы сетевого повышения квалификации педагогов и руководителей в условиях образовательных округов.

3. Становление учреждений дополнительного образования детей как субъектов рынка образовательных услуг:

регулярное проведение региональных этапов конкурсов авторских программ;

проведение конкурса методической продукции среди педагогических работников учреждений дополнительного образования детей;

создание виртуальной и электронной библиотеки программно-методического обеспечения;

создание в учреждениях дополнительного образования детей методических кафедр, объединений, лабораторий, учебных кабинетов как ресурсных центров по программно- методическому обеспечению.

4. Разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования учреждений дополнительного образования детей по результатам аттестации, аккредитации, участия во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей, а также педагогических и руководящих работников, добившихся высоких результатов в своей работе.

В области информационных ресурсов:

выявление социального заказа общества, родителей, детей к определению характера и качества педагогических услуг, реализуемых в системе дополнительного образования детей;

выявление взглядов и убеждений членов педколлектива, оценка сложившейся системы образовательного процесса в учреждении, контингента учащихся и их родителей, традиций учреждения;

создание сайтов учреждений дополнительного образования детей.

В области финансовых и материальных ресурсов:

актуализацию опыта предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

поддержку учреждений дополнительного образования детей через участие в реализации федеральных и региональных целевых программ;

Все указанные действия должны быть взаимосвязаны между собой, При соблюдении данного условия становится возможным достижение эффективности использования ресурсов с целью развития системы дополнительного образования детей Ленинградской области.

Проблема отклоняющегося поведения подростков сохраняется, несмотря на улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности общества, включая семью. Изменения в социальной политике, имеющие общий позитивный тон, переходя в плоскость социально-психологического благополучия семьи и детства, вступают в противоречие с некоторыми негативными тенденциями в положении несовершеннолетних. Особенно это отражается в части увеличения форм проявления отклоняющегося поведения у детей школьного возраста.

Деятельность правоохранительных органов, включая защиту прав несовершеннолетних, профилактику преступлений и правонарушений подростков, борьбу с безнадзорностью, определяют тенденцию к снижению подростковой преступности, зафиксированную в Екатеринбурге на протяжении последних четырех лет. Однако, Россия продолжает удерживать первое место в Европе по числу убийств, среди подростков и первое место по числу самоубийств, среди подростков.
Неутешительная статистика должна привести нас к мысли, что система профилактики подобного поведения должна быть качественно иной, отличающихся от традиционных форм работы правоохранительных органов в данном направлении.

Безусловно, понимание причин происходящих негативных тенденций важнее сухой статистики. При этом нельзя рассматривать какие-либо причины как главенствующие, особенно, лежащие на поверхности. Это результат целого комплекса причин как негативного, так и условно «позитивного» характера, среди которых следует выделить основные:
1. Информационная избыточность. Дети имеют доступ к неограниченному кругу источников информации, в первую очередь, посредством сети интернет. Нельзя не отметить общий негативный информационный фон, разжигающий ненависть, агрессию, ксенофобию, и насилие в качестве приемлемого способа решения возникающих проблем.
2. Субкультура. Большинство несовершеннолетних детей находятся в поле влияния различных молодежных субкультур, неформальных групп.
3. Социально-психологические условия семьи. Родители в стремлении «хорошо зарабатывать и отдыхать» далеко не всегда могут оказать ребенку должное внимание. Продолжают сохраняться негативные социальные явления в семьях.
4. Культ потребления и успеха. Современное общество переживает время «тотального потребления», досуг практически смыкается с потреблением, все свободное время коммерциализируется, возводя «визуальную успешность», обладание теми или иными предметами в основную форму существования современного подростка. Рынок создает новые площадки для досуга, с которыми традиционные формы уже не выдерживают конкуренции.
5. Утрата школой социально-педагогической роли. В продолжающейся формализации образования школа стремится работать на единственный сегодня очевидный учебный результат - это результаты тестирования и олимпиад, отказываясь от важных социально-педагогических функций - социализирующей, ценностно-ориентационной, компенсаторной, рекреационной и др.

Вместе с тем социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения детей и подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются и характеризуются неоднозначно.
Одни ученые рассматривают отклоняющееся поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в отклоняющемся поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т. е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора. Третьи в отклоняющемся поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей, с одной стороны, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганские действия), но без привлечения подростков к уголовной ответственности из-за малолетнего возраста, с другой стороны.

Отклоняющееся поведение социально детерминировано. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие внешних факторов.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является особым образом организованная среда дополнительного образования детей.

Возможности системы дополнительного образования детей в социальной политике государства недостаточно оценены с позиции профилактики правонарушений, асоциального поведения, безнадзорности и поддержки семьи.

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Дополнительное образование детей по своей сути обладает значимыми для профилактики отклоняющегося поведения социально-педагогическими особенностями:
1. Добровольность, отказ от системы обязательности и принуждения, опирающаяся только на интерес и потребность.
2. Охват всех сфер деятельности человека, не ограниченный образовательными стандартами.
3. Ориентация на личную самореализацию и профессиональное самоопределение, создание поля расширения, возможностей развития личности.
4. Отсутствие ценза - возрастного, образовательного, социального.
5. Детско-взрослые сообщества создают особую систему отношений, отличная от аналогичных отношений в школе и семье и обеспечивающих воспроизводство норм общественной жизни.
6. Ярко выраженный личностно-деятельностный характер взаимодействия.
7. Компенсация недостатков семьи и основного образования.
8. Альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений, в том числе таких категорий, как дети с особенностями в развитии, дети в трудной жизненной ситуации.
9. Сохранения «право на ошибку», создания «ситуации успеха».

Возможности социальной среды в профилактике отклоняющегося поведения могут раскрыться только благодаря организации деятельности, альтернативной такому поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте отклоняющегося поведения. Такими формами активности являются: творческая деятельность; познание; физический труд; спорт и испытание себя; значимое общение и дружба.

Гибкость дополнительного образования детей, как открытой социальной системы, позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой образовательной деятельности. Вид деятельности обучающийся выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.

В организациях дополнительного образования детей имеют ожидаемый эффект социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих организаций максимально учитывают особенности социума. Результат этого - накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии; получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Среди основных социально-педагогических технологий, реализация которых в организациях дополнительного образования направлена на содействие социальному становлению личности, предупреждение проблем и социально-педагогическую поддержку детей и молодежи, целесообразно рассматривать следующие:
1. Технологии профилактической социально-педагогической деятельности. Данные технологии следует соотнести с собственно образовательной деятельностью по дополнительным образовательным программам в творческих объединениях различной направленности. Позитивной жизненной альтернативой выступает возможность самореализации ребенка в личностно и социально значимых делах, привлечения его к видам деятельности, которые требуют значительного напряжения физических сил и эмоций и выступают альтернативой асоциальному и отклоняющемуся поведению, особенно для ребят, которые испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Активная деятельность позволяет минимизировать внутреннее напряжение с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Творчество и разнообразная деятельность способствует активизации личностных ресурсов, противостоящих негативному воздействию внешней среды.

2. Технологии организации волонтерской деятельности. Исследование волонтерской деятельности позволяют рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. В связи с этим технологии организации волонтерской деятельности являются значимым средством решения задач социального становления подростков, старшеклассников в организациях дополнительного образования, которые зачастую становятся организаторами и координаторами волонтерских мероприятий.

3. Технология социального проектирования. В педагогическом контексте социальное проектирование наряду с волонтерской деятельностью рассматривается как одно из средств развития социальной инициативности подростков. Социальное проектирование оказывает влияние на развитие социально значимых качеств у школьников, формирование у них активной жизненной позиции.

4. Технология организации детского общественного объединения. Организации, реализующие программы дополнительного образования, во многом сохранили традиции организации работы с детьми и молодежью в формате пионерской и комсомольской организации, имеющих социально-педагогические функции. Современная педагогика продолжает рассматривать самоуправление и детский коллектив как форму практического воплощения идей социального воспитания детей в учебных заведениях средством их позитивной социализации, гражданского становления, продолжающих позитивную теорию и практику развития воспитательного коллектива.

5. Технологии формирования здорового образа жизни и здоровья сбережения.

Организация здоровье-сберегающей среды предусматривает:
1. Внедрение в работу детских объединений по интересам тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике объединения;
2. Включение в образовательную деятельность детских объединений тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время (например, проблемы вредных привычек, нравственного здоровья и др.), а также тем здорового образа жизни, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания. К ним относятся личная и общественная гигиена, гигиена умственного труда, питания, оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика инфекционных заболеваний, травматизма и гигиенические аспекты полового воспитания;
3. Общие акции в детском объединении или центре детского творчества на темы здорового образа жизни.
Умение взрослеющего человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Итак, необходимо дальнейшее активное включение возможностей организаций дополнительного образования в ряд приоритетных направлений деятельности государственной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи и нормативное закрепление данной роли.

Литература: Литовченко Е.В. Социально-педагогические технологии во внешкольном образовании и их роль в социальном становлении подростков // Перспективы образования и науки, №6, - Екатеринбург, 2014 г. - с. 100-105. Подрастающее потребление // Журнал «Огонек», 2014, №15, - с. 4-6. Прокуратура города Екатеринбург [Электронный ресурс]: Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Екатеринбурга по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних

<...> Дополнительное образование детей в школе быстрее сможет приобрести статус самостоятельного подразделения, если его структурирование начнется с выделения некоего сис­темообразующего элемента. Это может быть любое творчес­кое объединение, проводящее многоплановую и разнопро­фильную работу, деятельность которого носит комплексный характер. <...>

Когда в школе создается самостоятельная структура для развития системы дополнительного образования детей, появ­ляется прекрасная возможность взаимопроникновения, интег­рации основного и дополнительного образования детей.

Таким образом, взаимопроникновение этих двух сфер мо­жет обеспечить:

Целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;

    определённую стабильность и постоянное развитие;

    необходимый уровень знаний, умений, навыков школь­ников и развитие их эмоционально-образной сферы, форми­рование духовно-нравственных качеств;

    сохранение определённого консерватизма системы и бо­лее активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;

    поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогичес­кого коллективов;

    сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей (из числа работников культуры, науки, производства, представителей общественных ветеранс­ких организаций), готовых работать с детьми.

Среди других организационных задач следует назвать со­трудничество на основе договора или соглашения школы с различными учреждениями дополнительного образования детей, что также способствует сближению основного и допол­нительного образования детей. <...>

Развитие системы дополнительного образования детей не­возможно без серьёзного концептуального программно-мето­дического обеспечения как деятельности всего блока допол­нительного образования детей, так и деятельности каждого

творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы пе­дагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьёзная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руковод­ством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнитель­ного образования детей, преподавателей ИПК, научных со­трудников.

Образовательные программы, которые предполагается ис­пользовать преимущественно в условиях общеобразователь­ных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образо­вания при разработке своих авторских программ должны по­знакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием их дополни­тельных образовательных программ. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками. <...>

Разработка дополнительных образовательных программ но­вого поколения предполагает учёт ряда принципов:

    ориентация на широкое гуманитарное содержание, по­зволяющее гармонично сочетать национальные и общечело­веческие ценности;

    формирование у школьников целостного и эмоциональ­но-образного восприятия мира;

    обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представле­ны в основном образовании;

    развитие познавательной, социальной, творческой актив­ности ребенка, его нравственных качеств;

    обязательная опора на содержание основного образова­ния, использование его историко-культурологического компо­нента;

    реализация единства образовательного процесса. <...>

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартынова Марина Владимировна

Тихонова Елена Владимировна,

методисты методического отдела

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России.

Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать учреждения дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

Разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;

Кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

Обмен опытом;

Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности .

В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.

В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:

  1. Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:
  • технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
  • технология организации мастер-классов;
  • технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
  • технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
  • технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
  • технология организации проектной деятельности;
  • технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
  1. Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
  • проект «Моя семья – мое Отечество»,
  • акции «Улица героя» и т. д.,
  • эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
  • радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
  • цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
  • цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
  1. Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района.
  2. Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
  • Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
  • Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
  1. Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:

в перспективе

  • работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
  • лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
  • художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.

Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.

  1. Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.

В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:

Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.

В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга в рамках интеграции со школами района планируется:

1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:

  • организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
  • организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
  1. расширение деятельности сетевого сообщества,
  2. организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.

Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
  2. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции . – Новосибирск, 2012.