Легенда о разных языках вавилонская. Краткая история о вавилонской башне

08.12.2023 Желтуха

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

32.536389 , 44.420833

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года .

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Клайв Льюис , роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин , роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина » дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Категории:

  • Древний Вавилон
  • Невоплощённые сверхвысокие строения
  • Сюжеты Ветхого Завета
  • Понятия и термины в Библии
  • Зиккурат
  • Вавилонская башня
  • Книга Бытия
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Совкомфлот
  • Дети индиго

Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях:

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - и смешение языков, два предания о Древнем Вавилоне (объединённых в каноническом тексте Библии в единый рассказ): 1) о постройке города и смешении языков и 2) о возведении башни и рассеянии людей. Эти предания приурочены к «началу истории»… … Энциклопедия мифологии

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. Картина работы Питера Брейгеля Старшего. постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1 9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес. Бог, разгневанный замыслом и действиями строителей,… … Энциклопедия Кольера

    Вавилонская башня - в Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню кочевники с Востока;… … Исторический словарь

    ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес … Православная энциклопедия

    Вавилонская башня - Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонское столпотворение. Вавилонская башня. Картина П. Брейгеля Старшего. 1563. Музей истории искусств. Вена. Вавилонская башня в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вавилонская Башня - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1 9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни,… … Православие. Словарь-справочник

Ученые со всего мира долгое время считали, что история о том, как строилась Вавилонская башня — легенда о человеческой заносчивости, да и только. Так оно и было, пока археологи, приехавшие из Европы, не обнаружили точное местонахождение древних развалин Вавилона. В ста километрах от Багдада высились многие века безжизненные холмы с обрывистыми склонами и плоскими вершинами. Местные жители думали, что это естественные детали рельефа. Никто не догадывался, что под ногами — величайший город и великая Вавилонская башня. В 1899 году сюда направился археолог из Германии Роберт Кольдевей, вошедший в историю как человек, который раскопал Вавилон.

Вавилонская башня — история

Потомки Ноя были одним народом и говорили все на одном языке. Жили они в долине Сеннаар между рек Евфрат и Тигр.

Они решили построить себе город и высокую башню - до самых небес. Приготовили большое количество кирпичей — самодельных, из обожженной глины, и активно принялись за строительство. Но их намерение Господь счел гордыней и разозлился — сделал так, что люди начали говорить на абсолютно разных языках, перестали вовсе друг друга понимать. Так башня и город остались недостроенными, а наказанные потомки Ноя стали расселяться по разным землям, при этом образуя разные народы.

Недостроенный город назвали Вавилоном, что, по утверждению Библии, означает «смешение»: в том месте Господь смешал языки всего мира, и с того места он по всей земле.

Вавилонская башня, напоминающая столп, считается настоящим олицетворением человеческой гордыни, а ее длительное строительство (массовое столпотворение) — символом хаоса и многолюдия. Оказывается, легенда — вовсе не легенда, и Вавилонская башня действительно существовала в

Очередная загадка истории, на которую современные ученые до сих пор не могут найти ответ, связана с гибелью библейского Вавилона и знаменитой Вавилонской башни в Борсиппе. Эта наполовину сгоревшая и оплавленная до стекловидного состояния чудовищной температурой башня, сохранилась до настоящего времени, как символ Божьего гнева.

Она является наглядным подтверждением правдивости библейских текстов о страшной ярости небесного огня, обрушившегося на Землю в середине второго тысячелетия до нашей эры.

Согласно библейской легенде, Вавилон был построен Нимродом, которого принято отождествлять с великаном-охотником Орионом. Это очень важное обстоятельство в астральной легенде, определяющее одно из пяти мест предыдущих появлений «кометы-возмездие» на ночном небосклоне, о чем будет рассказано в соответствующем месте.

Нимрод был сыном Хуша и потомком Хама, одного из трех сыновей Ноаха: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сенаар.» /Быт. 10:8-10/

Библейский миф рассказывает, что после Ноева потопа люди предприняли попытку построить город Вавилон (от шумер. Bab-ily – «врата Бога».) и Вавилонскую башню «высотой до самых небес».

И здесь уместно сказать, что в мифологических текстах название «врата Бога», «небесные врата», а также «врата ада» употребляются для обозначения мест космических взрывов, в эпицентре которых от небесного огня погибало все живое.

Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Б-г «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» /Быт. 11:5-9/.

Поэтому другое значение слова Вавилон воспроизводят от древнееврейского слова balal – «смешение».

TURRIS BABEL Athanasius Kircher, 1679
Это умышленное библейское искажение название города, основанное на сходстве звучания слов, в действительности отражает и историческую реальность. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что время гибели Вавилона – это время великого переселения племен и народов, смешения их языков и обычаев, освоение и захват новых территорий.

Недалеко от города Вавилона находятся развалины Борсиппы с сохранившимися руинами обгоревшего древнего храма и огромной храмовой башни, которую и принято считать упоминаемой в Библии легендарной Вавилонской башней.

Правда, некоторые археологи оспаривают это название, на том основании, что в черте города Вавилона имелась своя храмовая башня, причем не менее солидных размеров.

Как определили археологи, башня из Борсиппы ранее состояла из семи ярусов-ступеней, стоящих на массивном квадратном основании.

Раньше они были окрашены в семь цветов: черный, белый, пурпурно-красный, синий, ярко-красный, серебристый и золотистый. Даже сейчас остатки башни впечатляют. Её оплавленный остов, стоящий на холме, на 46 метров возвышается над основанием башни.

Стены башни, сложенные из обожженного кирпича, как и огромных размеров культовые помещения внутри, сильно пострадали от огня.

От жара немыслимой температуры верхняя, бoльшая часть башни буквально испарилась, а оставшаяся, меньшая часть башни оплавилась в единую стекловидную массу, как с внутренней, так и с наружной стороны.

Вот как об этом пишет Эрих Церен: «Нельзя найти объяснение тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалив весь остов башни, все ее глиняные стены.»

Любопытно привести и свидетельство Вильгельма Кенига, пытавшегося осмыслить причину немыслимого жара, буквально расплавившего ступенчатую башню-зиккурат в Борсиппе: «Обычные строительные кирпичи могут расплавиться только в очень сильном огне.


ROMANESQUE PAINTER, French The Building of the Tower of Babel Fresco - Abbey Church, Saint-Savin-sur-Gartempe

А вот как описывал башню из Борсиппы путешествующий по Месопотамии в 1867 году Марк Твен:
«…она имела восемь ярусов, два из которых стоят и по сей день – гигантская кирпичная кладка, рассевшаяся посредине от землетрясения, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного Б-га.»

Надо сказать, что до настоящего времени ни один исследователь так и не смог удовлетворительно объяснить это чудовищное оплавление, под воздействием немыслимой температуры, из-за которой верхняя часть кладки превратилась в пар, а остатки оплавленной башни как бы расщепились сверху донизу.

Попытки объяснить это оплавление ударом молнии большой мощности, нельзя признать убедительными, что прекрасно видно из приводимой ниже справки о линейных молниях.

По современным представлениям, линейные молнии – это гигантские искры, возникающие между облаками, или между облаком и поверхностью земли. Их средние размеры исчисляются несколькими километрами, но иногда встречаются молнии до пятидесяти и даже ста пятидесяти километров. Средняя сила тока разряда от 20 до 100 килоампер, но иногда достигает 500 килоампер.

Средняя температура канала молнии 25000-30000 градусов по Кельвину.

Совершенно очевидно, что ни одна, даже сверхмощная молния не могла сплавить в единый монолит Вавилонскую башню. И уж тем более разрушить прилежащий к ней храм, а также находящийся в полутора десятках километров от нее город Вавилон, окружность которого, по уточненным археологами данным, составляла 18 километров, а толщина стен оценивается в 25 метров.


Питер Брюгель - ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ 1563
Согласно сведениям Геродота, город Вавилон представлял собой почти правильный четырехугольник, и располагался по обе стороны реки Евфрат. Каждая сторона этого четырехугольника равнялась приблизительно 22 километрам, а толщина стен составляла 50 локтей (локоть – ок. 52 см), и по ним можно было одновременно проехать по шесть колесниц в ряд.

А высота стен, и в это почти невозможно поверить, достигала 100 метров. Стены города имели 100 медных ворот, а на самих стенах высились 250 башен. Весь город был окружен широким и глубоким рвом.

В середине второго тысячелетия до н.э., Вавилон являлся культурным, духовным и политическим центром Халдеи, и одним из самых богатых и могущественных городов всего Древнего Мира. Это было время расцвета и величия Вавилона. Город имел самый большой запас золота в мире, и казалось ничто не могло поколебать его могущества.

Современники называли его «красота Халдеи», «житница Халдеи», «гордость Халдеи», «слава царств», «золотой город». Библейские тексты сообщают, что «Вавилон был золотою чашей в руке Господа».

Так что же разрушило Вавилон и оплавило до стеклообразного состояния Вавилонскую башню?

Несомненно, что эта чудовищная температура, которая сопоставима только с жаром ядерного взрыва, возникла как результат гигантского электроразрядного взрыва падающего небесного тела, огненный столб которого накрыл храмовую башню, а высвободившаяся энергия разряда, в виде колоссальной мощности взрывной волны, обрушилась на город Вавилон, в считанные минуты превратив его в груды развалин.

Гибель города была столь страшной, что составители библейских текстов с трудом подбирают эпитеты для обозначения его ужасного разрушения.

Вавилон, который был «золотой чашей в руке Господа», вдруг в течение одного дня «сделался ужасом между народами», «пустыней опустошенной», «грудой развалин», «домом запустения» и «жилищем шакалов».

Вот как выглядят библейские пророчества, о гибели Вавилона, которые совершились: «Вот приходит день лютый, с гневом и пылающей яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; … Для сего потрясу небо,и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его…. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Б-гом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем.» /Ис. 13:9-11,13,19-20/

Надо сказать, что мощность электроразрядного взрыва крупного метеорита может исчисляться сотнями тысяч мегатонн в тротиловом эквиваленте, что значительно превышает мощность современных термоядерных зарядов, поэтому гибель обнесенного циклопическими стенами Вавилона, с его гигантскими зиккуратами, как свидетельствуют библейские тексты, продолжалась менее одного часа.

Город был буквально сметен с лица земли колоссальной мощности взрывной волной, превратившись в огромные горы обуглившегося щебня и мусора.

Развалины древнего Вавилона располагаются на берегах Евфрата, примерно в ста километрах от современной столицы Ирака Багдада, и после взрыва представляли собой гигантские горы мусора и находятся вблизи возникшего позже, арабского поселения Гиллах.

Эти холмы щебня арабы называли Амран ибн Али, Бабил, Джумджума и Каср.

Местоположение древнего Вавилона изначально было известно археологам, и некоторые из них, в том числе удачливые Лэйярд и Опперт, даже делали на его развалинах пробные раскопы, но осознавая огромный объем земляных работ и количество необходимых для этого денег, не отважились на организацию серьезных археологических исследований.

И только в самом конце девятнадцатого века, весною 1899 года немецкий археолог Роберт Кольдевей, получив на производство работ баснословную по тем временам сумму в полмиллиона золотых марок, рискнул начать раскопки, конечно не предполагая, что ему понадобится целых восемнадцать лет, чтобы добраться до развалин столицы древней Халдеи.

Для выполнения никогда ранее не производившегося объема земляных работ, ему пришлось выписать из Германии полевую железную дорогу, и проложить к месту раскопа железнодорожную колею. Надо сказать, что железная дорога первый, и, кажется, единственный раз, применялась при археологических работах подобного масштаба.

Толщина слоя земли, смешанной с песком пустыни, золой и пеплом, над развалинами Вавилона превышала десять метров, но тяжелый труд в адских условиях пустыни был вознагражден открытиями, принесшими Роберту Кольдевею заслуженную мировую славу.

На основе раскопок экспедиции Роберта Кольдевея стало возможным воспроизвести реконструкцию Древнего Вавилона, в развалинах которого при раскопках ворот богини Иштар, были найдены изображения синкретического животного «Сирруш», состоящего из частей четырех синкретических животных: фантастического четвероного животного, идентифицировать которого не удалось, орла, змеи и скорпиона, что позволяет считать его прообразом Большого Сфинкса.

Библейские тексты называют Вавилон городом греха и разврата, но на самом деле он был настоящим городом богов. Археологи раскопали на его территории десятки храмов верховного бога Мардука и сотни святилищ других божеств. Например, согласно клинописным текстам, в городе располагалось «53 храма, 55 святилищ верховного бога Мардука, 300 святилищ земных и 600 небесных божеств, 180 алтарей Иштар, 180 алтарей Нергал и Адади и 12 других алтарей.»
Но это не спасло его от ярости космического огня и потопа.


Остатки подлинной Вавилонской башни, раскопанные Робертом Кольдевеем
Надо сказать, что никто из исследователей и археологов, не желает обращать внимание на то, что развалины Вавилона, разрушенного электроразрядным взрывом, были еще и затоплены водами Ноева потопа.

Вавилон, который раскапывали рабочие Кольдевея, представлял собой город, построенный на развалинах многочисленных, еще более древних построек, но многолетние попытки добраться до этих культурных слоев, были безуспешны, грунтовые воды постоянно заливали шахты.

Разрушившая Вавилон катастрофа подорвала все устои вавилонского царства и стала причиной его упадка.

Исторические документы абсолютно точно зафиксировали дату, которую считают началом Нововавилонского царства – 1596 год до н.э. в современном летоисчислении.
А это еще раз свидетельствует о том, что гибель Старо вавилонского царства явилась следствием космической катастрофы 1596 года до н.э., о чем современные историки пока не осведомлены.


Вавилонская башня иллюстрация к Библии Гюстава Доре (Gustave Dore)

«Отец истории» Геродот был cкуп и строг в выборе чудес мира: Вавилонская башня, мост через реку Евфрат, лабиринт в Фаюмском оазисе. И все.

Вавилонская башня —столп высотой до небес, которую, согласно библейской легенде, начали строить внук Хама Нимрод и другие потомки Ноя, чтобы было где укрыться в случае нового всемирного потопа. Другим мотивом послужила непомерная гордыня людей, их стремление «сравняться с богами». В переносном смысле — грандиозное предприятие, окончившееся неудачей из-за внешних обстоятельств либо просчетов авторов.

Вавилонская башня - одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.

Согласно древней библейской легенде, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии, то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна, то люди жили богато. От этого они сильно возгордились и решили построить башню до самого неба. Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту. Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном.

Однако историки и археологи доказали, что библейская легенда полностью соответствует подлинным историческим событиям. Оказалось, что Вавилонская башня, или зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли»), действительно была построена во II тысячелетии до нашей эры, но затем неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась. Последняя постройка осуществилась в VII-VI веках до нашей эры. Зиккурат) с высокими лестницами и пандусами имел квадратное основание со сторонами около 90 м и такую же высоту. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии.

В Месопотамии существовал особый тип храма, совершенно отличный от египетского. Так, если пирамиды по сути своей являлись гробницами, то зиккураты имели сплошную кладку без внутренних помещений. Наверху находился павильон, представлявший, согласно верованиям того времени, жилище божества. Основная часть террас зиккуратов имела плоскую кровлю по сводам. Так как камня, пригодного для строительства, в основных районах Двуречья не существовало, а дерева было мало, то единственно возможной представлялась именно такая конструкция постройки.

Нужно отметить, что верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Вообще, оборонительная функция пронизывала всю архитектуру Месопотамии.

В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.

В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон - также золотые. По словам халдеев, на изготовление всех этих вещей пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь - на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты.

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.