Кто написал письмо от лица епископа Ливенского Нектария? Орловская митрополия: «Люксовый внедорожник епископа Нектария – подарок от благотворителей.

01.02.2024 Гастрит

13 сентября 2014 года епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий прибыл к месту служения. Епископская хиротония Его Преосвященства была совершена 9 сентября в Троицком кафедральном соборе г. Калуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архипастырей Русской Православной Церкви.

У входа в Свято-Сергиевский собор епископа Нектария встретили с хлебом-солью и цветами воспитанники воскресной школы, духовенство епархии, представители районной и городской власти, представители общественности, казачества, миряне.

Был отслужен благодарственный молебен, по окончании которого от лица духовенства епархии к правящему архиерею обратился протоиерей Виктор Яковец, настоятель Свято-Сергиевского кафедрального собора и благочинный Ливенского округа. В своём приветственном слове он напомнил, что в начале 20 века Ливенская кафедра была викариатной в Орловской епархии; в город был назначен епископ Сергий (Куминский), который так и не смог по политическим причинам вступить в управление делами, и был переведён в Красноярский край. Ныне же из Красноярского края в Ливны прибыл первый правящий архиерей. Отец Виктор пожелал Владыке крепости душевных и телесных сил, обильных милостей Божиих и укрепления в делах благих. На память о прибытии в епархию её первого архиерея духовенство вручило епископу Нектарию памятную панагию с пожеланием многих и благих лет жизни во благо Церкви Христовой.

Епископ Нектарий в ответном слове отметил, что архиерейское служение - это подвижничество и большая ответственность, но он надеется на помощь Божию и поддержку православных христиан.

Обращаясь к ливенцам, Владыка отметил: «Мы с вами - не просто носители христианской веры, мы призваны быть её хранителями. Современные либеральные европейские ценности вытесняют из сознания мирового сообщества традиционные ценности, на которых всегда зиждились мировые порядки. Мир становится с ног на голову. И мы должны свято блюсти и охранять свою веру от поругания. Святая Русь всегда была оплотом православной веры, она и в наше непростое время должна сохранить свою идентичность, и нести миру свет Евангельской истины. От каждого из нас зависит сохранение Руси. Надо стремиться к жизни во Христе, к соблюдению заповедей, и тогда вокруг нас будут спасаться люди. Святейший Патриарх Кирилл, вручая архипастырский жезл, напутствовал меня словами поддержки и утешения. Этими слова укреплялось моё сердце, ведь призван Господом я на нелёгкий путь архиерейского служения. Ливенская епархия одна из первых была просвещена Светом Христовой Истины при священномученике Кукше. Здесь православие сияет уже много веков. Прошу у всех молитв об укреплении меня в нелёгком служении!»

Глава городского округа города Ливны Леонид Фаустов, приветствуя Архипастыря, подчеркнул: «Это начало изменений в духовной жизни города, нравственной жизни города. Это начало нашей совместной работы по помощи Церкви в тех огромных трудах, которые предстоят».

В завершение Владыку Нектария поздравили священники и православные верующие, собравшиеся в Свято-Сергиевском кафедральном соборе.

Издание «Орловские новости» сообщило, что епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий потребовал удалить все публикации о нем - якобы из-за публикации о принадлежащем ему внедорожнике Land Cruiser V8. Ранее о том же автомобиле писал журнал «Огонек», который сообщал, что подаренная машина стоит около 6 млн руб., а сам епископ Нектарий видит во владении элитным внедорожником продолжение евангельской традиции, напоминает газета «Коммерсант». «Сам Иисус Христос носил дорогие одежды, которые дарили люди, которые его почитали. Многие святые то же самое принимали»,— заявил епископ.

Орловская митрополия заявила , что опубликованное изданием «письмо» епископа - подделка. «Информационный отдел Орловской митрополии официально заявляет, что указанное письмо епископом Нектарием не составлялось, и ни в частном, ни в официальном порядке в редакцию или иным адресатам не направлялось. Более того, опубликованный в СМИ "фейк" даже по внешним признакам не соответствует правилам оформления документов, принятых в Ливенской епархии», - говорится в официальном заявлении.

«Можно ли, на ваш взгляд, оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой? Не считаете ли вы, что демонстративное пристрастие к дорогим вещам компрометирует Церковь в глазах людей?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский , доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института , подчеркнул: «Человек не прав, если он ссылается на слова Священного Писания и хочет показать, что Христос носил дорогие вещи, любил роскошь и прочее. Евангелие свидетельствует об обратном: Христос передвигался по полям, питался с народом - а порой и не имел пропитания, места, где можно преклонить главу. Это говорит о том, что Христос не любил богатства, не собирал вокруг себя учеников, которые ценили бы роскошь, а наоборот, призывал к воздержанию, в том числе, - обратить внимание на больных, неимущих, и по возможности помогать им или хотя бы сострадать».

«Но нет ничего плохого в том, что епископу подарили машину - тем более, если ее используют в миссионерских целях, - считает владыка. - Кстати, ее можно оставлять у собора, и разрешать детишкам играть в ней - тогда умножится и количество прихожан. Однако нужно стараться никого не ввести в соблазн. Думаю, правильнее было бы избавиться от дорогого авто и раздать деньги на благое дело. Если какая-то вещь вводит человека в соблазн, нужно поступать так, как призывал Христос: "отсеки руку свою, вырви глаз". Это будет благо для самого человека и для других людей. Они поймут, что не дорогая вещь владеет человеком, а он владеет ею, и будут больше уважать его. Кстати, в нашей Орской епархии ни у одного священника нет машины класса "люкс", и я не думаю, что это отрицательно сказывается на служении. На хорошей машине можно доехать на полчаса быстрее - вот и все преимущество».

Владыка Евгений, епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии , отметил: «Церковь не ставит перед собой задачу угодить обществу, быть удобной и комфортной для окружающих. В этом отношении церковное сообщество схоже с сообществом врачебным - если больной посещает клинику, полагаю, для него важнее будет не то, на каком автомобиле перемещается лечащий врач, или в какой квартире живет главврач этой больницы, а профессионализм врача, оснащенность клиники и качество лекарственных препаратов. Когда мы говорим о Церкви и о церковнослужителях, мы говорим о тех же самых врачах, и в этом смысле главная характеристика епископа или священника - помогает ли он найти людям смысл жизни, жизненные идеалы и силы, чтобы преодолеть трудности. Если какие-то предметы, которыми пользуется священник или епископ, мешают реализации этой задачи, священнослужитель должен учесть это в планировании своего жизненного пути. Если помогают, то и это нельзя оставлять без внимания».

«Священнику в его служении приходится преодолевать значительные расстояния, зачастую при плохом качестве или полном отсутствии дорог, и надежный автомобиль - просто способ выполнить свое служения. Если паства, которую окормляет священник, обеспечила его жильем и средствами передвижениями и не ставит ему это в укор, я считаю, что такие отношения паствы и пастыря можно назвать здоровыми и здравыми. Паству смущает жизненная среда, в которой живет пастырь? Он должен это учесть. Именно об этом апостол Павел сказал примерно следующее: если я буду есть мясо, но это смущает моего брата, то лучше я мяса не буду есть вообще, чтобы не смутить его. Этот образ применим и к любым другим сферам жизни и деятельности священника или архиерея», - заключил епископ.

Протоиерей Константин Головатский , священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии , убежден, что «показная роскошь неуместна, и об этом, насколько я знаю, недавно напоминал священнослужителям Патриарх Кирилл. Он говорил, что нужно обращать на такое внимание - в глазах паствы и людей это может выглядеть недостойно. Но есть и другая сторона медали. Однажды к Иоанну Кронштадскому подошел человек, и, увидев на нем дорогую рясу, какие-то дорогие предметы обихода, спросил: "Как же так"? Он ожидал увидеть нестяжателя, человека, которому чужды блага. Иоанн Кронштадский ответил, что делает это для тех людей, которые это подарили - чтобы их не обижать. Это ответ святого, нравственно безупречного человека. Поэтому вопрос неоднозначный. Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, понять мотивы. А по новостям в СМИ полную картину получить трудно».

Протоиерей Игорь Шумилов , настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на , считает, что «вопросы поставлены некорректно. Ответы в них уже как бы содержатся. "Можно ли оправдать Евангелием владение дорогой иномаркой?" - Господь в Евангелии учил не о земном, а о небесном. Путь в Царство Небесное лежит через самоотречение, которому богатство мешает: "Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф.19:23,24); "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Матф.6:19)". Что касается "демонстративного пристрастия к дорогим вещам" - то вообще любое пристрастие уже есть тяжкое духовное заболевание, согласно Евангелию. И этим умело пользуются люди, ведущие работу по дискредитации Церкви».

Священник Георгий Белодуров , клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери , напомнил, что «Христос не носил дорогие одежды и большей частью ходил пешком. Так что ссылка на Евангелие и правда выглядит странно. Но епископ - это как генерал в армии. У нас же не вызывает удивления, когда министр или генерал ездит на дорогой машине, так что и машина епископа не должна удивлять большинство нецерковных людей. Это может вызывать разве что вопрос у специалистов по церковной культуре. Епископ - он же монах. А монах приносит три обета, в том числе обет нестяжания. То есть у него не должно быть дорогих вещей. Но в принципе можно допустить, что после смерти все останется Церкви или следующему епископу».

«Часто приводят в пример Патриарха Сербского Павла, который ездил на работу на трамвае. Но если бы наш Патриарх ездил на трамвае, его разорвали бы на сувениры. Там, где он появляется, народ толпами бежит брать благословение. Иногда у наших критиков не хватает точности понимания культуры Церкви, не хватает духовного уровня, чтобы правильно поставить вопрос и расставить акценты. Мне кажется, епископ вообще не должен обсуждать с прессой вопросы о своем автомобиле. А с другой стороны, год от года наш владыка - митрополит Тверской и Кашинский Виктор - ездит все на более дешевой машине. Не знаю, правда, интересует ли это кого-нибудь, но если было бы наоборот, то в СМИ были бы аршинные заголовки. И это касается не только Церкви, а стиля журналистики, который сейчас наиболее распространен - найти грязь и вытащить на всеобщее обозрение», - посетовал отец Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «Истории Церкви, в том числе, новейшей, известны случаи, когда выдающиеся люди куда менее высокого положения, чем епископ (а епископ - особенное, апостольское служение высочайшей ответственности) владели большим, нежели машина. Так, протоиерей, святой Русской Церкви отец Иоанн Кронштадский в разное время был одарен пароходами, каретами, золотоносной шахтой в Сибири и прочими дарами. Но также нужно сказать: получая подарок, он тут же его кому-то отдавал. И когда он умер, оказалось, что его матушка-вдова осталась без средств к существованию - никаких миллионов у отца Иоанна не было».

«Я не берусь судить иерархов нашей Церкви - для этого есть соответствующие церковные инстанции, и уж точно не меньшему критически рассуждать о большем - не попу обсуждать епископа. Где епископ, там и Церковь. Епископ, в отличие от священника, принадлежит к черному духовенству, это монашествующий человек, который не имеет семьи, дает обет нестяжания, невладения чем-либо, поэтому вполне логично, что после смерти его достояние достанется Церкви. Нужно также заметить, что в церковной истории, вообще в истории человечества у людей всегда была возможность и право делать друг другу подарки. Запретить кому-либо что-то подарить невозможно - это противозаконное вторжение в личное пространство. Рядовой священнослужитель, который служит в отдаленной епархии, должен иметь автомобиль для перемещения - иначе он не сможет выполнить свой священнический долг. Допустим, нужно ехать ночью к умирающему за двести километров, а рейсовый автобус будет только на следующий день. Без автомобиля добраться невозможно», - констатировал священник.

«А праведник, покойный Святейший Патриарх Павел, который ездил на общественном транспорте, ходил в лично отремонтированной обуви, заштопанной одежде по своему столичному патриаршему городу, жил немного в других условиях. Вся страна, Патриархом Церкви которой он был, меньше, чем область, где вышеупомянутый епископ совершает свое архипастырское служение. Рискну предположить, что и качество дорожного покрытия в этой замечательной стране, протяженность дорог, досягаемость любых мест, где находится паства, лучше, чем в Ливенской епархии Орловской митрополии. И не секрет, что по проходимости и надежности именно "Тойота Ленд Крузер" - одна из лучших машин», - отметил он.

«Конечно, - продолжил пастырь, - если у тебя прихожане голодают, а ты ездишь на "Роллс-ройсе", это ненормально. Твой автомобиль должен быть в некоем соответствии с тем, как живут твои прихожане. В какой-нибудь восточной греческой Церкви у священника не может быть автомобиля хуже, чем у его прихожан. Они должны купить и подарить ему автомобиль, прихожане должны содержать своего священника - он пасет их души, а они ему дают возможность заниматься именно этим, а не стяжанием. И уж если рядовой клирик имеет машину, то статус князя Церкви должен соотноситься с теми вещами, которыми он пользуется».

Иеромонах Макарий (Маркиш) , священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии, глава епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства , заявил: «Неправда, что дорогие вещи вызывают негодование у народа. Негодование возникает только у глупых либо злых людей, которые всегда найдут повод. Епископ эту машину не украл, а получил в подарок, - кому какое дело, на какой машине он ездит? Нормальный человек не будет интересоваться стоимостью предмета. Это норма социальных отношений во всем мире. В США, где я жил, никому не пришло бы в голову интересоваться, сколько стоит машина и почему на ней ездят. Но дураков и злых людей много, в результате поднимается шум, на который есть спрос, а он в свою очередь рождает предложение. Владыка находит способы защиты в цитировании Священного Писания. Другой проигнорировал бы злопыхателей, а владыка, может, хочет найти с ними общий язык. Это его паства и ему виднее, можно вразумить этих людей или нет».

Родился 7 мая 1974 г. в поселке Чульман Алданского района Якутской АССР в семье рабочих. По окончании средней школы № 20 в п. Чульман, окончил ПТУ-81.

С 1991 г. нес послушание при Троицком соборе г. Красноярска. Ввиду недостатка иподиаконов при архиерейском богослужении в Покровском кафедральном соборе был приглашен настоятелем на послушание иподиакона. В 1994-1998 гг. трудился там же по хозяйственным вопросам.

1 марта 1998 г. в Покровском кафедральном соборе г. Красноярска епископом Красноярским и Енисейским Антонием рукоположен в сан диакона.

1 июня 1999 г. назначен на должность личного секретаря управляющего Красноярской и Енисейской епархией.

26 апреля 2002 г. архиепископом Красноярским Антонием пострижен в монашество с именем Нектарий в честь прп. Нектария Оптинского.

21 ноября 2002 г. архиепископом Красноярским Антонием рукоположен в сан иеромонаха и назначен штатным священником в Покровский кафедральный собор г. Красноярска.

10 января 2004 г. утвержден настоятелем Троицкого собора г. Красноярска с сохранением прежних обязанностей.

В 2004 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию.

С 20 марта 2006 г. - исполняющий обязанности наместника Успенского мужского монастыря г. Красноярска.

В 2006 г. возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 марта 2007 г. (журнал № 34) утвержден в должности наместника Успенского монастыря г. Красноярска. В том же году назначен на должность эконома епархии с сохранением прежних обязанностей.

В 2008 г. заочно окончил Киевскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия.

В 2009 г. избран делегатом Поместного Собора Русской Православной Церкви от Красноярской епархии.

В 2009 г. возведен в сан архимандрита.

1 октября 2010 г. назначен на должность секретаря Красноярской епархии. 1 сентября 2011 г. назначен благочинным Красноярского благочиния с сохранением прежних обязанностей.

4 октября 2011 г. почислен за штат новообразованной Красноярско-Ачинской епархии с правом перехода в другую епархию. 22 октября 2011 г. по зачислении в штат Орловско-Ливенской епархии назначен секретарем епархии и настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери г. Орла.

25 октября 2011 г. назначен временно исполняющим обязанности наместника Успенского мужского монастыря г. Орла.

Решением Священного Синода от 15-16 марта 2012 г. (журнал № 16) утвержден в должности наместника (игумена) Успенского мужского монастыря г. Орла.

Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 67) избран епископом Ливенским и Малоархангельским.

Наречен во епископа 15 августа 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы. Хиротонисан 9 сентября 2014 г. за Божественной литургией в Троицком кафедральном соборе г. Калуги. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру — Николай Селезнев) стал владельцем элитного внедорожника Toyota Land Cruiser V8, стоимость которого оценивается в 5-6 млн рублей. Об этом сообщают местные СМИ.

По данным источников журналистов, машину священник приобрел около двух недель назад и зарегистрировал ее на себя. При этом на внедорожнике установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

По словам источника местных СМИ, иномарка могла быть куплена на средства из так называемого епархиального налога, который каждый храм якобы отчисляет в епархию.

В Орловской митрополии позже сообщили, что епископ Нектарий не покупал автомобиль на свои средства и уж тем более на средства, вырученные «от продажи свечей в храмах».

Священник, по словам руководителя информационно-аналитического отдела митрополии Евгения Борисова, принял внедорожник в дар.

«На территории Ливенской епархии, где епископ Нектарий совершает служение, находится агрохолдинг, который он часто посещает. Его руководство решило по своей инициативе, учитывая условия служения, состояние дорог, распутицу, приобрести для епископа данный автомобиль», — объяснил он.

Борисов заявляет, что встречался с представителями данного предприятия и, по его словам, они не понимают, что сделали не так и в чем их вина.

«Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», — говорит он.

По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

«Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», — пояснили в митрополии.

При этом обладание таким дорогостоящим автомобилем, по мнению Борисова, не смущает прихожан, их, по его словам, задевает то, что в прессу попадают только новости, имеющие негативный оттенок, а благотворительная деятельность епископа Нектария никак не освещается.

Действительно ли на новом автомобили священнослужителя установлены номера правительственной серии региона, в митрополии пояснить не смогли, ссылаясь на то, что не имеют доступа к базе ГИБДД.

Орловская митрополия уже не первый раз попадает в поле зрения СМИ. Так, в сентябре прошлого года громкий скандал разгорелся вокруг местного влиятельного священника Александра Прищепы, которого суд лишил прав за пьяную езду. При этом несмотря на то, что решение суда было вынесено еще в июне 2016 года, в СМИ информация об инциденте попала только осенью.

Из решения суда следует, что во время задержания от объяснений представителям полиции Прищепа отказался. В протоколе об отстранении его от управления Mitsubishi Outlander говорится, что полицейские имели достаточно оснований полагать, что водитель находился в состоянии опьянения.

Это подтвердили и результаты медицинского освидетельствования, которое показало, что в крови священника было 0,381 мг/л алкоголя, что практически в 2,5 раза превышает допустимую норму.

Вначале он попытался «решить вопрос миром», однако после того, как сотрудники ДПС начали составлять протокол, священник стал высказывать в их сторону нецензурную брань. «Ругался матом, грозился позвонить начальнику ГИБДД, однако протокол в отношении него все-таки составили», — рассказывали «Газете.Ru» журналисты местных изданий.

Однако сам Прищепа в суд не явился. Судья же при рассмотрении дела нашел отягчающие обстоятельства — оказалось, что священник ранее уже привлекался к ответственности за пьяную езду.

В то же время в Орловской митрополии «Газете.Ru» тогда объясняли, что против священника якобы велась направленная кампания.

«Настоятель храма занимается социальной и просветительской работой, он известен, и есть определенные люди, которым это не нравится. В публикациях СМИ упоминается нецензурная брань, но ничего этого не было — этого ведь даже нет в решении суда. Все это вложено в уста анонимных свидетелей», — говорил представитель митрополии Евгений Борисов.

Примечательно, что после вынесения судом решения Прищепа продолжил ездить на своем автомобиле. Об этом священник рассказывал корреспонденту «Газеты.Ru».