Как появились корейцы на дальнем востоке. Корейцы

Вопрос о происхождении корейского народа до сих пор остается отрытым. Существует множество версий, объясняющих возникновение корейцев в нашем мире. Согласно одной из них, корейский народ впервые сформировался примерно 6000 лет назад и жил на территории современной Сибири. Затем в результате миграции произошло расселение, которое остановилось на Корейском полуострове. В то время там жили племена мэк, с которыми сибирские племена сумели наладить отношения.
Другая версия гласит, что предками корейцев являются нынешние алтайцы. Миграция затронула Маньчжурию, Корейский полуостров и Японию. Объединению племен способствовало противостояние китайским иханям.
Согласно исследованиям ДНК, впервые корейский народ сформировался в окрестностях Байкала. Антропологи классифицируют их как восточноазиатских представителей монголоидной расы. Интересно, что их численность велика не только в Южной и Северной Корее, но и в США. В Лос-Анджелесе сейчас живет примерно столько же корейцев, сколько в Сеуле.

Внешность

Ярко-выраженная черта лиц корейцев - квадратные скулы, носы небольшие, глаза, наоборот, кажутся довольно крупными. Южные корейцы от северных отличаются более мягкими чертами. Связано это не только с этногенезом, ведь уровень жизни в Южной Корее или Соединенных Штатах несравнимо более высокий. В Южной Корее популярна пластическая хирургия, девушки и парни часто прибегают к услугам косметологов, поэтому выглядят ухоженными и миловидными.
Большинство корейцев невысокие, любят стильные и иногда причудливые прически. Характерной чертой всей нации является предрасположенность к ношению необычной одежды. Корейцев недаром называют самыми стильными азиатами на планете - пройдясь по центру Сеула, вы почувствуете себя, как на показе мод.

История

История Страны утренней свежести начинается с эпохи Чосон. Ученые полагают, что древние предки современных корейцев жили еще во время палеолита. Основной деятельностью древних корейцев была охота и рыбная ловля.
Эпоха древнего Чосона началась приблизительно в 4 веке до нашей эры. Многие из корейцев считают, что история страны началась с 2333 года до нашей эры, что связано с мифическим правителем Тангуном - основателем «Чосон». Это слово в буквальном смысле означает утреннюю свежесть, отсюда и проистекает популярное поэтическое название Кореи.
Чосон оставался самостоятельным государством до 109 года до нашей эры. После он оказался завоеван китайским императором У-ди, представителем династии Хань. Однако китайцы не могли контролировать страну, так как по всей ее территории население поднимало бунты.
В первом тысячелетии началось развитие трех государств, что ознаменовало начало эпохи троецарствия (Когурё, Пэкче и Силла). Наибольшей мощи достигло Когурё - государство, занимавшее большие территории в северной части полуострова. Ее владения распространились и на Маньчжурию. Государство вынуждено было сражаться с китайскими династиями. Некоторые битвы завершались успешно, что позволяло присоединять новые территории. Сами три корейских царства также регулярно сталкивались друг с другом, хотя их объединила общая религия - буддизм.
Государство Силла начинает свое существование в 6 веке и быстро приходит к союзу с Танской империей. Мощь Силлы и Тан оказалась слишком велика для Когурё и государства Пэкче, поэтому оба они проиграли, сдав владения империи китайцев.
Однако в 7 веке началась непрекращающаяся борьба за свободу, причем Силла поддерживала ее. В результате таньцы объявили войну бывшим союзникам. Позднее на территории Силла появилась страна под названием Бохай.
В 8 веке это государство достигло расцвета. Активно развивалось сельское хозяйство, различного рода ремесла, наука и письменность. В 9 веке участились восстания, что привело к началу Смутного времени.
В 918 году к власти пришел военачальник Ван Гон. Он был выходцем из купеческой семьи и изначально имел большие амбиции на будущее. Став правителем, Ван Гон провозгласил новое государство - Корё. В европейских источниках она записывалось как «Корея».
Ван Гон прославится благодаря хитрости и стратегическому мышлению. Он сумел заключить союзы с влиятельными феодалами, что способствовало объединению земель и расширению государства. При Ван Гоне развивалась система административного деления. Появился дворянский класс, который включал чиновников, управляющих крестьянами и владеющих рабами. Благодаря развитой обороне и армии, Корё могло отражать нападения соседних племен, создавших страну под названием Ляо.
Война с соседями постепенно истощала Корё, поэтому нужно было наладить дипломатию с Ляо. Ситуацию усугубляло регулярное вторжение чжурчжэней с севера. Упадок Корё начался в 13 веке, а в результате формирования монгольских полчищ Корё начало значительно ослабевать. В 1259 году государство вынуждено было подписать мирный договор с монголами, однако корейцы не смирились с поражением и начали готовиться к массовым восстаниям, достигшим пика в 14 веке, в результате чего монголы стали отступать.
Конец Корё наступил с исчезновением последнего монарха, который был убит генералом Ли Сон Ге (1392 год). С этого момента начинается правление династии Ли, продлившееся более 5 веков.

Основатель и 1-й ван корейской династии Чосон - Ли Сон Ге

Государство вновь обрело изначальное название Чосон и столицу Сеул (тогда Ханян). Идеология правящей элиты была основана на неоконфуцианстве. Расцвет нового Чосона пришелся на 15–16 века. В стране царил мир, со стороны иноземцев тоже набегов не наблюдалось, что способствовало развитию поощрения со стороны монархов, способствовало подъему уровня искусства, медицины, науки и сельского хозяйства. Правитель Сен Джон Ли распорядился начать летопись и составить описание географического положения Кореи. В эти годы в стране формируется четкая система иерархии.
Следующий этап истории Кореи оказался смутным. К власти пришел Ёнсан, который не разрешал развивать науку и стал известен как поборник. Князь любил охоту, уподоблялся страстям и ради собственных интересов был готов разрушить целые поселения. Так было уничтожено множество домов в пригороде Сеула, чтобы расчистить охотничьи угодья.
Все это побудило крестьян к восстаниям, самым крупным из которых стал бунт 1467 года. Даже при постоянном подавлении люди сопротивлялись и продолжали воевать с собственным государством.
Историки считают самым сложным периодом для Кореи время японского вторжения. Захват Пусана и Сеула, дальнейшие сражения, ослабившие армию, привели к поражению Кореи и захвату ее японцами. Японские захватчики запретили корейцам говорить на родном языке, отняли у них земли и не позволяли развивать экономику.
В 1919 году вдохновленные российской Октябрьской революцией освободительные движения запустили волну бунтов, направленных против японцев. В 1945 году войска Японии были разгромлены, что способствовало освобождению корейского народа. Однако в дальнейшем влияние Советского Союза привело к разделению страны на Северную и Южную Корею. Сейчас между странами достигнуто мирное соглашение, которое официально прекращает холодную войну, продлившуюся почти сотню лет. Мир был официально заключен в 2018 году.

Характер


В послевоенные годы Южная Корея пребывала в упадке. Расцвести ей помогли трудолюбие и появление экономических свобод. Предприниматели начали активно развиваться в 90-е годы прошлого столетия, а сейчас Южная Корея является одним из самых развитых государств в мире.
Для всего корейского народа характерно трудолюбие и страстное желание работать. Различные университеты США проводили исследования, которые доказали способность неустанно трудиться по 10 и даже 12 часов каждый день.
Значительное влияние на характер корейцев оказало конфуцианство. Его дух можно прочувствовать практически в каждом корейском предприятии, где руководство стремится воздвигнуть коллективизацию в культ. Для корейцев работа - второй дом. Поэтому члены руководящего состава воспринимаются сотрудниками как родители: их власть неоспорима, кланяться нужно по пояс, как старшим родственникам, всегда быть улыбчивым и не показывать недовольство. Если сотрудника призывают на сверхурочные, он обязательно должен согласиться. В обмен человек получает социальную защиту, льготы и страховку - это очень важно, ведь в Южной Корее нет налаженной системы страхования. Увольнения случаются крайне редко, что дает каждому человеку уверенность в завтрашнем дне. Его могут перевести на другую должность, в другую компанию, но никто его не уволит.
Продвижение по службе в корейских фирмах происходит с учетом заслуг работника. Обязательно учитывается стаж, который считается главным фактором в продвижении. В этом факте явно прослеживается конфуцианская этика, по которой старший должен получать блага в первую очередь, а молодой - вдохновляться подобным примером.
Корейцы часто идут по стопам родителей. Если они работали в медицине, значит сын станет врачом или медицинским инженером. Дочь пойдет работать в компанию, в которой работала мать на протяжении последних 10 лет. Такая преемственность объясняется довольно просто, ведь если родители ребенка хорошо чувствовали себя на одном месте, то и ребенку будет комфортно.
У корейцев не принято ссориться, поскольку открытые конфликты в обществе осуждаются. Даже в семье ругаться могут позволить себе разве что пожилые люди.

Понятие государственности для каждого корейца имеет важное значение. На горьком опыте народ знает, что слабое государство сулит голод, распри и междоусобицы, набеги воинственных соседей и упадок. Частная собственность воспринималась долгое время как нечто непонятное, а государственная, наоборот, давно в почете.

Жизнь

В последние годы влияние Запада несколько изменило подход к жизни. Построение бизнеса, распространение католических церквей, популяризация сетей быстрого питания - все это явно указывает на значительные изменения в корейском обществе. Однако государственные органы по-прежнему имеют право вмешиваться в частную жизнь человека, хотя их полномочия стараются упразднить, а саму работу государственного аппарата реформировать. До недавнего времени за измену человек мог получить срок до 2 лет. В 70-е полиция активно боролась с мини-юбками, отлавливая девушек и измеряя длину этого предмета гардероба рулеткой.
Последние десятилетия для корейцев характеризуются явным изменением нравов. Если раньше молодые были обязаны спрашивать одобрение у родителей для женитьбы, то теперь все чаще девушки и парни оставляют это решение исключительно за собой. Однако и сейчас родственники склонны проявлять инициативу, подбирая наиболее подходящих кандидатов для своих детей.
В корейском обществе браки по любви были большой редкостью. Только в легендах можно было слышать о влюбленных, идущих наперекор всему миру. В действительности брак был нужен для усиления влияния одних семей над другими. А любовь должна прийти уже после бракосочетания.


Раньше корейцы выбирали окружение исходя из родословной. Человек выбирал друзей и партнеров, смотря на их происхождение. В отдельных случаях такой подход сохранился, хотя постепенно сходит на нет.
Процент разводов у корейцев очень низкий, ведь семья является высшим благом. Родственники всегда готовы помочь детям и внукам. Понятие клановости сохранилось для корейцев, живущих на Дальнем Востоке Российской Федерации. Один клан может насчитывать 200 человек, причем во время праздника собраться должны все, поэтому женщинам приходится много готовить. На каждого члена клана (даже самого юного) ложится большая ответственность, но этот человек всегда может быть уверен в том, что ему помогут в любую трудную минуту.
Каждый кореец почитает своих родителей. В их характере - безграничная любовь к отцу и матери. Старший сын обычно всегда жил с родителями, хотя сейчас такое правило соблюдается не всегда. Дети помогают каждому родственнику, если это необходимо. Поэтому пожилое поколение не слишком беспокоится насчет старости, ведь даже если в государстве возникнут проблемы с пенсионным обеспечением, дети всегда помогут.

Мужчины и женщины

Мужчина-кореец всегда воспринимался в обществе как добытчик. Подобное отношение сохранилось и сегодня. Карьеризм среди женщин встречается редко.
Кореянки старшего поколения могут соблюдать достаточно строгие устои, молодые же зачастую их игнорируют. Интересный факт: большинство решений в современных корейских семьях принимает жена, но в воспитании детей отец является главным. Жены распоряжаются финансами, распределяют деньги на общие расходы и частные.

В итоге можно сделать 3 главных вывода, касающихся современной жизни корейцев:

  1. Традиционное образование, которое исповедовало конфуцианство и даосизм, постепенно утрачивает значение.
  2. Влияние Запада прослеживается все сильнее, что сказывается на поведении и вкусовых предпочтениях.
  3. Консерватизм, на взгляд современной молодежи, кажется архаичным. Молодые люди стараются общаться с представителями других культур и народов. В последнее время чаще стали заключаться межнациональные браки.

Культура

В традициях корейского народа многое сохранилось со времен государства Корё.

  • Множество видов танцев, приуроченных к классам, наглядно иллюстрируют особенности жизни корейцев. В основном танцы исполняли сельские жители или шуты при дворе короля. Сейчас в ряде хореографических школ искусство танца преподается как серьезная дисциплина. Самым популярным является танец порхающей бабочки - пакчомму;
  • Живопись в Корее обрела невиданную популярность во время эпохи Чосон. До наших дней сохранились рисунки на шелке, написанные тушью и растительными красками. Художники изображали природу и ее обитателей, а простые люди - проблемы быта и жизни;
  • Особое внимание корейцы уделяют садам. Традиционный вариант корейского сада сформировался более 2000 лет назад. Основными его элементами являются ручьи, водоемы, камни и водопады, деревья с форменной обрезкой и красивые пагоды;
  • Национальный костюм Кореи называется ханбок. Главными элементами в нем являются блузка, юбка в женском варианте, пачжи - в мужском. Женский национальный костюм имеет розоватый оттенок и расширяется к полу, образуя подобие купола. Мужской имеет более укороченный вид, из-под него можно видеть широкие штаны и обувь мужчины. Некоторые корейцы носят ханбок каждый день. Такой повседневный вариант шьют из прочного хлопка.

Традиции

Корейский народ сохранил множество традиций. Свадьба в Корее -явление самобытное. Она отличается от европейской - проведение мероприятия происходит в ритуальном зале. Изредка празднование может быть перенесено в ресторан или конференц-зал. Жених и невеста должны ждать начала церемонии в отдельных комнатах. Гости могут сделать снимок на память. Свадебные наряды представляют привычные европейцам костюмы и платья, в некоторых случаях используется традиционный ханбок.


Танцы на свадьбу проводят под музыку Вагнера. Отец непременно должен сопровождать дочь на пути к алтарю, а саму церемонию проводит близкий родственник жениха. Значимую роль в корейском обществе играет первый день рождения ребенка. Праздник называют тольджанчхи и готовятся к важному событию заблаговременно. В важный день приходит много гостей, которые собираются во дворе и ждут момента появления малыша. Каждый гость приносит подарок и лично поздравляет родителей. Ребенка наряжают в ханбок, а вокруг раскладывают предметы, символизирующие удачу, благоденствие, успех и т.д. Малыш сам должен взять понравившийся ему предмет в руку, что определяет дальнейшую судьбу.

Праздники

В Корее празднуется Соллаль - аналог европейского Нового года. День празднования отмечается по Лунному календарю. В течение трех дней корейцы наряжаются в традиционные одежды, навещают родственников и гуляют по берегу моря, встречая рассвет. В Соллаль принято вспоминать покойных предков, готовить особые блюда и поздравлять родителей, совершая низкий поклон.


Значимым считается праздник чхусок, во время которого принято чествовать предков и собирать урожай. Под урожаем понимаются продукты: из них готовят блюда, украшающие стол. На чхусок корейцы собираются с гостями, вспоминают предков и несут дары на кладбище. В праздник принято угощать домовых и благодарить духов за урожай. Особенностью празднества являются массовые запуски воздушных змеев.
15 августа в стране отмечают День освобождения. В празднике принимают участие чиновники и общественные деятели. Часто именно 15 августа проводятся массовые амнистии заключенных.
Богатство культуры корейского народа поистине удивительно. Беря начало с древних времен, культура корейцев претерпевает значительные изменения в современном мире. Однако единожды побывав в Корее, вы поймете, что ее народ не утратил культурных ценностей и продолжает чтить память предков.

Мировая численность данного народа составляет более 82 млн человек. Конечно же, основная их масса проживает на земле одноименных государств: Северного и Южного.

Второе место занимает Китай. Завершает тройку лидеров по количеству корейцев - США. В этих государствах проживает чуть больше 2 млн человек. Япония расположилась на четвертом месте. Здесь азиатов чуть больше 900 тысяч. Россия находится после Канады, которая стоит на пятой позиции. Среди русскоязычной нации проживает 170 тыс. азиатского народа, в то время как в североамериканском государстве их чуть больше 200 тыс. Откуда корейцы в России?

Основная часть корейского населения является атеистами, однако также распространены буддисты и христиане. При этом таковых много лишь в Южной Корее, а в Северной части в основном проживают те люди, которые все-таки не придерживаются ни одной из религий.

Более подробно о жизни нации

Среди населения корейского полуострова сильное распространение получили такие праздники, как первый год со дня рождения ребенка, Новый год, 60-летний юбилей. Помимо этого, ежегодно отмечается День урожая, причем как в Южной Корее, так и в Северной.

Основным продуктом питания является рис. Чаще всего корейцы употребляют в пищу именно его и некоторую другую пищу животного происхождения. Это связано с тем, что в давние времена многие в государстве не способны были позволить себе овощи и фрукты. Именно поэтому традиционные корейские блюда представлены перечисленными видами. Также популярными являются морепродукты. Скорее всего, многим известен тот факт, что корейцы предпочитают острую еду. В их рационе часто можно встретить блюда с большим содержанием перца: красного, чили или молотого.

Если говорить о манере одеваться, то это нация, в отличие от других азиатских, предпочитает белый цвет в традиционных одеждах.

Имена корейцев, как правило, состоят из трех слогов. Первой записывается фамилия, далее идет имя. Оно складывается из двух частей. Наиболее популярными родовыми именами этой нации являются Ким, Ли, Пак, Чхве (Чой, Цой). После замужества женщина оставляет девичью фамилию.

Корё-сарам

Корё-сарам - название этнических корейцев, которые проживают на постсоветской территории и считаются потомками коренных представителей нации. Если расшифровать это «имя», то первая часть является отсылкой к государству народа, которое существовало с 918 по 1392 год. «Сарам» с языка этого народа переводится как «человек». Но все же многих интересует вопрос: откуда корейцы в России?

Кем являются советские и постсоветские корейцы? Это люди, которые называют себя прямыми потомками азиатов, проживающие на с 60-х годов XIX века. Как правило, они являются переселенцами из северных регионов соответствующего полуострова. Среди них много православных, буддистов, протестантов. Большая часть представителей этого народа говорит на русском языке, а своего родного они не знают.

Корейцы в России массово начали появляться еще с 1860 г. Миграция достигла своего пика в 1930 г. Стоит отметить, что ее не смогла остановить даже революция. Почему появилось такое желание у корейцев переселиться в Россию? Стимулом стала нехватка земель в их родном государстве, хорошее отношение местных чиновников к народу, а также оккупационные действия со стороны Страны восходящего солнца. Интересным фактом является то, что китайская и японская общины на территории СССР были уничтожены, в то время как корейцы в России смогли выжить и даже начали развиваться.

В 1917 г. здесь уже проживало более 100 тысяч представителей этой нации. Больше всего их было в Приморском крае (90%). Когда к власти пришел Сталин, описываемый народ был первым, кого решили депортировать по национальному признаку. Однако уже в 1935 г., согласно переписи населения, на территории СССР проживало более 200 тысяч корейцев. Через 2 года они были депортированы в Казахстан и Узбекистан.

Стоит заметить, что в Приморье до осуществления данных действий со стороны правительства народ достаточно хорошо и быстро развивался. Причем переселение корейцев в Россию продолжилось. Здесь было открыто два азиатских района, 77 сельсоветов, 400 школ, техникумов, институтов, существовал театр. На этой территории издавалось несколько журналов и газет на корейском языке.

В 1993 году, по постановлению правительства Российской Федерации, Корё-Сарам были признаны жертвами

На данный момент на территории бывшего Советского Союза проживает больше 500 тыс. корейцев. Лидером по их количеству является Узбекистан. Второе место заняла РФ. И сколько корейцев проживает в России? Согласно переписи населения, которая была осуществлена в 2010 году, здесь их живет более 150 тысяч человек. После того как распался Советский Союз, большая часть корейских жителей мигрировала на территорию России и Украины.

Население Северной Кореи на территории России

Некоторая часть населения временно или постоянно живет в Российской Федерации. Таковыми являются студенты, перебежчики. По данным за 2006 год, на территории РФ северных корейцев находилось больше 10 тыс. человек. Нужно заметить интересный факт: отдельные члены трудовой партии Кореи, которые в перспективе имели весьма значительное влияние, проживали в СССР до момента получения страной суверенитета. Перебрались они в КНДР лишь после ее основания.

Если углубляться в историю, то следует сказать, что, начиная с 1953 года, северные корейцы в России проживали лишь потому, что поступали в высшие учебные заведения, находящиеся на территории СССР.

Для того чтобы обеспечить Дальний Восток работниками, которые бы выполняли трудовые обязанности на предприятиях, из Северной Кореи было перевезено 35 тыс. людей. Со временем это число увеличилось в два раза. Ближе к 60-м годам Северная Корея потребовала вернуть своих коренных жителей на территорию государства, и 10 тыс. человек были переправлены обратно.

Вторая волна отправки граждан началась в конце 60-х годов XIX века.

На самом деле корейцы в России появились по более серьезным причинам. Они заключаются в том, что в северной части страны до сих пор царит безработица. В 2006 году начались плановые перевозки граждан. В этом проекте участвовали только люди из городов. Считается, что они легче адаптируются в условиях Российской Федерации. Больше 10 тыс. людей были перевезены на Дальний Восток благодаря рабочим визам.

На данный момент президент Северной Кореи заключил договор с главой Российской Федерации об увеличении количества человек, которые будут работать на территории русскоязычного государства. Стоит заметить, что заработные платы у вынужденных переселенцев достаточно маленькие. 70% месячной суммы забирается страной «в счет благонадежности».

Беженцы из Северной Кореи

Из-за того, что экономический рост в Северной Корее постепенно уменьшается, увеличивается количество беглецов в Россию. По состоянию на 1999 год переселенцев на территории РФ было от 100 до 500 человек. К сожалению, более точных данных нет. Также на границах русскоязычной страны находится достаточно много беглых северокорейцев, не зарегистрированных официально.

Северные корейцы в России постоянно живут на Дальнем Востоке. Подавляющая часть их сбежала из Стоит заметить, что южнокорейское посольство отказывается предоставлять беженцам с Севера помощь в укрытии, а российское правительство задержало как минимум одного беглеца, который пытался попасть в консульство. После предпринимались попытки депортировать этого человека.

Общество «Мемориал» на данный момент помогает беженцам оформлять соответствующие документы о признании их таковыми. Оно регулирует обращения людей в органы Федеральной миграционной службы. Лишь после проведения этой процедуры беженцы на официальном уровне могут покинуть свою страну. Затем они приезжают в Москву и обращаются в посольство Южной Кореи или любого другого государства. Россия предоставляет каждому переселенцу 3 месяца временного убежища. После истечения этого периода они должны получить статус беженца в определенной стране и затем переехать туда на ПМЖ.

«Русские» корейцы

После распада Советского Союза правительства Южной и Северной Кореи стали активно пропагандировать свои территории. Иными словами, началась борьба за соотечественников. Подавляющая часть обратила внимание на Южную Корею. Сначала азиаты радовались, что получили хорошие места. Однако, поработав немного, русские корейцы полностью разочаровались в своих «собратьях». Они трудились без выходных за маленькую зарплату, которую часто не выплачивали. Во многом из-за этого в 90-е года XX века увеличилось количество корейцев, мигрирующих на территорию Российской Федерации. Практически за всю свою жизнь эти люди переняли менталитет страны и ее обычаи. Поэтому часто коренные жители жалуются, что российские корейцы в России переняли слишком много плохих привычек и теперь очень похожи на окружающих их людей.

Сейчас особенно в тех местах, где ее представители работают на земле, образует достаточно тесные группы. С населением, а точнее, с коренным народом, эти люди практически не контактируют - их интересы не пересекаются. Хочется сказать, что было бы здорово, если бы корейцы и русские искали больше точек соприкосновения. Так можно было бы избежать этнических конфликтов.

Сахалинские корейцы

Сколько корейцев в России? Речь идет не об общем количестве, а лишь о сахалинских представителях. Численность этой диаспоры составляет около 45 тыс. человек. 10% из них - это представители Корё-сарам, остальные же 90% являются потомками южнокорейских рабочих, которые были привезены в качестве рабсилы на Сахалин. Произошло это в период аннексии Кореи Японией. Все они до сих пор проживают на острове Сахалин. Зачастую народ рассматривается в качестве отдельной диаспоры, которая никак не контактирует с другими корейцами.

Формирование этой группы началось после 1870 г. Первая перепись корейцев на Сахалине была произведена писателем Чеховым, который посетил остров. В 1897 г., согласно подсчету населения, здесь находилось чуть больше 65 азиатов из 28 тыс. жителей. В период с 1905 по 1937 гг. небольшая группа сахалинских корейцев, как и Корё-сарам, были депортированы в Среднюю Азию.

Известные корейцы в России

Известные корейцы России, которые родились на территории СССР и нынешней РФ, - это Нелли Ким и Виктор Цой.

Нелли Владимировна Ким появилась на свет 29 июля 1957 года. Местом ее рождения является город Шураб, находящийся на территории Таджикской ССР. Нелли прославила Советский Союз, будучи пятикратной олимпийской чемпионкой, пятикратной чемпионкой мира, двукратной чемпионкой Европы и многократной чемпионкой СССР. В 1976 г. ей было присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Ее отцом является сахалинский кореец, мать - татарка. Свое детство она провела на юге Казахстана. Спортом Нелли начала заниматься в 10 лет. И уже к 1970 г. она стала достойным соперником. В 1975 г. Нелли победила на чемпионате Европы. Через год получила уже третью победу на Олимпийских играх в Монреале. В 1977 г. она вышла замуж за белорусского гимнаста и переехала с ним Минск. В 1979 г. ей было присвоено звание абсолютной чемпионки мира. Надо отметить, что Ким является первой гимнасткой, которая участвовала в Олимпийских играх, получившая максимальную оценку (10 баллов) за и вольные упражнения.

После того как ее карьера была окончена в 1980 году, Нелли стала заниматься тренировкой национальных сборных. В этот же период она получила должность международного арбитра, также судила все наиболее крупные соревнования мира. Имеет два ордена Трудового Красного Знамени. На данный момент Нелли проживает с новым мужем и дочкой в США.

Виктор Цой смог за короткий срок стать легендарным рок-музыкантом, автором песен и художником. Он же является лидером и основателем группы «Кино». В ней он пел, играл на гитаре, писал стихи и музыку к ним. Снялся в нескольких кинолентах.

Виктор родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Деятельность в качестве поэта, певца и композитора он начал в 1978 г. Его отец - Роберт Цой - инженер, имеет корейское происхождение, мать - обычная преподавательница физкультуры. Родители Виктора в 1973 г. развелись, но через год снова вступили в брак. Цой учился в художественном училище, однако за неуспеваемость был отчислен. После этого он поступил учиться на резчика по дереву. В молодости Виктор фанател от Боярского и Высоцкого. На него оказал сильное влияние Брюс Ли. Он стал подражать его имиджу, начал увлекаться восточными единоборствами.

Группа «Кино» в биографии Виктора занимает значимое место. Этот коллектив стал по-настоящему легендарным. Просуществовал он недолго: основан в 1984 г. и в 1990 г. расформирован. Последний концерт группа дала 24 июня финального года. После него Цой с другом уединился на даче, где был записан новый альбом. Он был выпущен в декабре того же года и назывался «Черный альбом». Обложка полностью соответствовала названию. Вероятно, группа существовала бы намного дольше и получила бы мировое признание… Однако в августе 1990 года на 28 году жизни Виктор Цой погиб. Согласно официальной версии, он уснул за рулем и врезался в автобус. Фанаты называют своего любимого исполнителя, композитора человеком с большой буквы. Они до сих пор посвящают ему песни и посещают его могилу. Эта трагедия стала шоком для всех.

Жизнь корейцев в России

Как нетрудно догадаться, корейская диаспора в России неоднородна. Связано это с тем, что азиаты постоянно переселялись с места на место и меняли районы, где они обитают. Как правило, на Дальний Восток попадали жители Северной Кореи, на Сахалин - Южной. На данный момент многих азиатов интересует, нужна ли корейцам виза в Россию, однако об этом позже.

Диаспора еще состоит и из тех, кто приехал на территорию РФ в качестве студентов. Они, как правило, остаются жить в государстве после окончания высшего учебного заведения на постоянной основе. Корейское население, проживающее на делится на 3 типа.

  • Первая группа состоит из тех, кто имеет местное гражданство.
  • Во вторую входят те, кто зарегистрирован в Северной Корее, однако получил разрешение на постоянное место жительства.
  • В третью группу попали те, кто не смог получить гражданство.

Стоит также сказать о том, что отношения между членами корейской диаспоры достаточно напряженные. Когда на территорию Сахалина были направлены азиаты из Средней Азии и Казахстана, они, ввиду того, что хорошо знали русский язык, постоянно претендовали на руководящие должности. Именно поэтому пытались подчеркнуть свое превосходство над другими азиатами. После того как Россия улучшила связи с сахалинскими корейцами, они из-за хорошего владения собственным языком получили возможность устраиваться на должности переводчиков и менеджеров в международные компании, посольства, представительства и церкви. К северокорейским беженцам всегда было настороженное отношение. Причем это проявляется не только со стороны России и Южной Кореи, это также заметно и в действиях родственного государства.

Корейцы в России уже изменили свой быт и традиции, которые давно претерпели некоторые изменения. Население, из-за влияния на них русской культуры, немного поменяло свой образ жизни. Многие из азиатов приняли Крещение.

Сейчас корейская диаспора в России является одной из самых крупных на территории. Подавляющая часть этих людей говорит на русском языке. Лишь около 40% владеют корейским.

В основном эти люди исповедуют православие. Однако в некоторых группах, преобладают конфуцианство и буддизм.

На данный момент корейская культура стала развиваться на территории России. Люди восстановили школы, начали печатать издания. Помощь в этом им оказывает посольство Республики Корея.

Визовый режим

Нужна ли корейцам виза в Россию? Однозначный ответ - да. Ее следует оформить, так как въехать и находиться на территории РФ на законных основаниях при ее отсутствии невозможно. Для того чтобы получить визу, необходимо приглашение. Неважно, это способен сделать как обычный человек, так и организация. Виза для корейцев в Россию (она может быть туристической, частной, бизнес или рабочей), оформляется при помощи обращения в консульство РФ на территории Южной Кореи. Порядок оформления и сроки будут указаны специалистом непосредственно в посольстве.

Северная Корея в начале этого года предлагала России перейти на безвизовый режим. Однако этот вопрос до конца не решен.

Корейцы о России и русских

Корейцы постоянно рассказывают о том, что россияне достаточно много пьют. Кстати, многие свято верят, что Россия - это СССР. И очень удивляются, когда приезжают и понимают, что это не так.

Корейцы про Россию рассказывают достаточно интересно. Некоторые думают, что в летний период здесь тепло не бывает. Также многие переселенцы удивляются тому, что здесь есть низкорослые девушки. По их мнению, все дамы должны быть выше 170 см.

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев . Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как "человек". Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.

Бежавшие с родины

По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.

Усердные земледельцы

Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.

Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.

Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.

Корейцы Сахалина

О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.

Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших "рабах" Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.

Депортированы первыми

Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.

21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в "трудармию".

Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Третья волна адаптации

Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.

Борщ с паби и плов

Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.

Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.

Екатерина Курзенева

Народ, являющийся основным населением двух государств Корейского полуострова: Республики Корея и КНДР. Живут также во многих азиатских государствах. Суммарная численность во всех странах мира превышает 81 миллион человек. Из них на Корейскую Республику приходится большинство - около 50 миллионов. В КНДР проживает 24 миллиона.

Существуют крупные диаспоры корейцев в других странах. Более миллиона корейцев проживает в Китае и США. Также встретить их можно в Средней Азии, Японии, России, Канаде, Австралии, на Филиппинах. Язык - корейский. Также для общения могут пользоваться языками стран проживания. Большинство корейцев - приверженцы атеизма, не склоняющиеся ни к одной из религий. Однако имеются сторонники конфуцианства, христианства, буддизма, традиционных анимистических верований. До 14 века значение буддизма было больше, чем сейчас.

Корейцы - древний народ. Они восходят к протоалтайским народностям, также на этногенез повлияли палеоазиаты и жители Австронезии. В 1 тысячелетии до нашей эры возник Чосон, окологосударственное образование. От него произошло самоназвание корейцев чосон сарам. Позднее, уже в начале нашей эры, на корейцев оказали влияние племена хан.

Представители народа традиционно занимались земледелием пашенного типа. Выращивали рис (основа всего рациона корейцев), кукурузу, просо, бобы, овощи, бахчовые. Скотоводство было развито хуже и ограничивалось использованием животных для подсобных сельскохозяйственных работ. Распространение получило шелководство, в прибрежных районах - ловля рыбы и другие морские промыслы. Ремесленники-корейцы прославились благодаря своим керамическим и лаковым изделиям. В настоящее время переход от традиционного хозяйства к развитой промышленности завершился. И Республике Корея, и КНДР удалось достигнуть высокого уровня развития, только первому государству - на капиталистической основе, а второму - на коммунистической.

У сельских жителей сохраняются элементы национальной допромышленной культуры. Жилища, которые они строят для себя, по-прежнему достаточно традиционны. Дома обмазаны глиной, возвышаются на своеобразных земляных фундаментах пятидесятисантиметровой высоты. Такое жилье отапливается посредством дымохода, проложенного под полом. Этот способ отопления называется ондоль. Удивительно, но корейцы сохранили его даже в современных городах, лишь частично модернизировав. Шутки ради сообщим, что чаще любой другой техники, в корейских домах можно увидеть очень старый вариант радио. Купить радиоприемник не составит труда — на любом местом базаре. Отличаются они только дизайном и манерой исполнения.

Среди сельских жителей мужчины традиционно носили штаны и запахивающуюся куртку белого цвета. Женщины надевали короткие кофточки чогори, штаны свободного покроя и такую же юбку, называемую чхима. Зимой женщины ходили в ватных халатах. Обувь - соломенные сандалии, в непогоду надевали высокую обувь из дерева. Дома разувались и ходили босиком. Сейчас корейцы массово перешли на одежду в европейском стиле.

Основу пищевого рациона корейцев составляет приправленный рис. Самое популярное мясо - свинина, реже употребляется собачатина. В целом для корейской кухни характерно обилие приправ (чеснока и перца). Алкогольный напиток - теплая водка, сделанная из риса.

Долгое время корейцы сохраняли рудименты родо-племенных отношений. Доходило до того, что всех однофамильцев начинали считать родственниками. На такое восприятие повлияло в том числе конфуцианство и культ предков.