Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба. Анализ произведения Тарас Бульба Гоголя Н.В Тарас Бульба - народный герой

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Все сочинения по литературе за 7 класс

В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки написать творческую работу по любой теме.

1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)

6. Язык духовной русской литературы (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца»)

7. Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских»

8. Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

9. Раскрытие характера в сюжете произведения А. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

10. Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина

11. Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

12. Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина

13. Образ рассказчика в повести А. С. Пушкина «Выстрел»

14. Основная идея повести А. С. Пушкина «Выстрел»

15. Характеристика главных героев повести А. С. Пушкина «Выстрел»

16. Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

17. Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя...» М. Ю. Лермонтова

18. Художественные средства создания характеров в «Песне про царя...» М. Ю. Лермонтова

19. На чьей стороне правда в «Песне про царя...» М. Ю. Лермонтова

20. Образ Маттео Фольконе в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»

21. Способы раскрытия характеров в повести Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

22. Средства создания героического характера в повести П. Мериме «Маттео Фальконе»

23. Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»

24. Образ повествователя в рассказе Н. С. Лескова «Левша»

25. Языковые средства создания характера в рассказе Н. С. Лескова

26. Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»

27. Язык рассказа Н. С. Лескова «Левша»

28 Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

29. Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

30. Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»

31. Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

32. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

33. Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

34. Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

35. Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

36. Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

37. Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»

38. Смысл названия рассказа О. Генри «Дары волхвов»

40. Роль метафоры в стихотворении А. С. Пушкина «Узник»

41. Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Утес», «На севере диком...»

42. Тема и идея поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

43. Выразительные средства поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

44. Фольклор и его роль в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Тарас Бульба – один из представителей командного состава казачества. Он прекрасно управляет войском, наделен огромной силой воли и умом, относится с любовью к товарищам, уважает обычаи Запорожской Сечи. Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Тарас Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»

Гордость Тараса Бульбы – это его сыновья Остап и Андрий, которые приехали с учебы. По его мнению, духовное образование – это лишь малая часть того, что необходимо молодому человеку для жизни, а самое главное – это боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Остап – это настоящий молодец, из которого впоследствии вырастает добрый запорожец, Андрий обладает более мягким характером, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако мечты Тараса Бульбы не сбываются. Остап погибает героем, а Андрий предает Родину и переходит на сторону врага.

Тарасу свойственно проявление отваги, например когда он пробирается на территорию врага, чтобы увидеть Остапа. Сцена встречи отца и сына потрясает своим драматизмом. Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрел, как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? «Что было тогда в его сердце?» – вопрошает Гоголь. Но Тарас ничем не выдал напряжения. Он смотрел на сына и говорил: «Добре, сынку, добре!»

Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Любовь не принесла Андрию ничего хорошего, напротив, она отгородила его от отца, друзей и Отчизны. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь его никто не может обвинить в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Николай Васильевич Гоголь был патриотом родной Малороссии. Все его творчество пришлось на эпоху Николая I. Это было время жестокого подавления свободомыслия и проявлений народного духа. Тарас Бульбы на многие десятилетия стал воплощением образа борца за независимость и справедливость, верного запорожским традициям, уверенного в победе над врагом, а повесть стала гимном свободолюбию.

В образе Тараса и его сыновей выражаются характеры всех слоев общества. Старый Тарас – это воплощение идеалов рыцарства, Андрий проявляет черты неустойчивой части казачества, которая склонна к предательству и измене, а Остап – воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

Повесть «Тарас Бульба» - это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса - один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею. Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов...»
Образ степи для писателя - это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь - родина героев, богатырей-запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид
засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Тема урока:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.

Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.

III. Анализ художественных особенностей повести.

Учитель : Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.

Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.

(ученики записывают определение в тетрадь).

Работа с текстом.

Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.

Беседа по вопросам:

Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?

Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.

Учитель: Какое значение имеет слова люлька?

Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?


Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь . Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.

Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.

Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?

Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.

Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.

Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.

Работа с текстом.

Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте (описание степи, картина Днепра, июльской ночи).

Беседа по вопросам:

Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?

Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.

Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.

Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено - золотым океаном, с неизмеримыми волнами.

Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?

Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».

Ученики : Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.

Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.

Ученики : Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

Ученики : Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.

Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.

Ученики : Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.

Ученики : Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

Ученики : Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.

Самостоятельная работа.

Ученики выписывают примеры тропов.

Проверка работы.

Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?

Ученики : Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.

Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка (риторические обращения, восклицания, повторы).

Ученики зачитывают примеры из текста.

Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?

Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.

VI . Подведение итогов. Домашнее задание.

Выучить наизусть одно из описаний степи.

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета

Взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа.

Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

(2 вариант)

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.