Некоторые люди приезжают в РФ для получения временного убежища. При этом мало кто из приезжих знает, что необходимо сделать, чтобы получить подобный статус, а также какие документы и куда надлежит их подавать в данной ситуации. В статье все эти вопросы будут детально рассмотрены.
На территории РФ существует такая возможность, как оформление временного убежища. Это право для иностранных граждан предусмотрено федеральным законом. Временное убежище могут получить иностранные граждане, которые находятся в определенном положении, обозначенным действующим законодательством.
Получить разрешение на временное убежище можно единственным способом, порядок которого определен законом. Этот способ представляет собой следующий алгоритм:
Выдача данного вида убежища проводится только тогда, когда были установлены явные причины, которые требуют от человека временного пребывания в РФ. При положительном результате временное убежище выдается на один год. Подтверждением данного статуса является соответствующее свидетельство о наличии временного убежища. По окончанию срока действия разрешение можно продлить, пройдя повторно всю процедуру.
Получив соответствующее свидетельство, человек получает право на работу без оформления нужного для других категорий граждан разрешения. Также можно рассчитывать на получение социальной и медицинской помощи.
В случае получения отказа, иностранный гражданин имеет полное право обжаловать его в суде.
Следует знать, что все документы, которые были поданы заявителем сотрудникам ФМС, будут храниться в отделении, в которое были поданы. Процедура получения временного убежища бесплатная и не требует уплаты государственных пошлин. Заплатить придется только за фотографию.
Сегодня граждане Украины могут оформить данный статус по упрощенной процедуре. В данном случае срок получения разрешения составит всего три дня. Сокращение срока и упрощение оформления стало возможным благодаря отмене нужной ранее процедуры медицинского освидетельствования.
Необходимо помнить, что при выезде за территорию страны, данный статус автоматически теряется. Перед тем как покинуть РФ следует забрать все документы, которые были оставлены в отделении ФМС. Потерять этот статус можно и в ряде других случаев, предусмотренных действующим законодательством. При утрате разрешения на ограниченное пребывание человек должен в течение одного месяца покинуть пределы страны.
Необходимо помнить, что получение статуса «беженец» и временное убежище – это разные вещи, которые путать не стоит. Получив временное разрешение, вы не можете получить гражданство по упрощенной форме, а также определенные виды социальной материальной помощи, которые выдаются при наличии статуса «беженец».
Помимо этого существует еще и политический вариант получения данного статуса. Предоставление политически мотивированного убежища является частью мер помощи, которую может оказать государство иностранным гражданам. Политическое убежище предоставляется только с разрешения президента РФ. Обычно данный вид убежища оформляют лица, которые преследуются за политическую и общественную деятельность. Но эта деятельность не должна противоречить демократическим принципам и правовым нормам, установленным международным сообществом.
Получить временное убежище на территории РФ могут только определенные категории граждан:
Следует знать, что при отсутствии гражданства оформление временного пристанища возможно в следующих ситуациях:
Учитывая вышеизложенную информацию можно заключить, что получение временного пристанища является срочной и исключительной мерой помощи российского государства иностранным гражданам, которые по ряду причин не могут вернуться к себе на родину.
Как уже отмечалось выше, сбор нужной документации следует проводить до посещения отделения ФМС, иначе недостающие документы нужно будет донести, а это в значительной мере затянет процедуру получения разрешения на неопределенный срок.
Итак, список нужных документов включает:
Для некоторых документов (свидетельства, выданные при рождении детей, заключении брака или развода) требуется наличие перевода на русский язык. Допускается самостоятельный перевод.
Количество копий, которые нужно предоставить в ФМС зависит от региона оформления. Поэтому их число следует сделать с запасом, чтобы потом не бегать за недостающей копией.
При приезде в Россию семьей, для получения разрешения на ограниченное по времени проживание, следует предоставить вышеизложенный перечень документов для каждого члена семьи.
Получение разрешения на временное убежище требует от гражданина иностранного государства соблюдения определенных условий, а также сбора всей нужной документации, указанной в соответствующем законе. Выдача желаемого документа возможна только после полного прохождения установленной законом процедуры.
В репортаже рассказывают о том, какие документы необходимо подготовить для получения временного убежища.
Как правило, иностранцам в России для того, чтобы начать трудовую деятельность, необходимо получить разрешение на работу. Но даёт больше свободы в данном вопросе. Свои особенности есть, но приём на работу не сильно отличается от основной массы сотрудников.
Граждане Украины, получившие временное убежище, не должны дополнительно получать разрешение на работу, оно автоматически входит в полученный статус. Работодателям тоже не нужно делать никаких запросов на приём иностранных граждан. Просто идёт приём очередного сотрудника, без всяких квот и лишних бумаг.
Гражданский паспорт изымается при получении статуса и находится на хранении в отделении УФМС, поэтому личность подтверждается свидетельством о предоставлении временного убежища. На территории России оно будет исполнять роль паспорта.
Тем не менее, принятие на работу людей с предоставленным временным убежищем требует от работодателя определенных знаний закона. Временное убежище – статус особый, никаких дополнительных бумаг для работы от украинцев не требуется, нет нужды уведомлять органы УФМС об их приёме на работу. Но необходимо отправить уведомление в налоговую службу о том, что на рабочее место принят гражданин другой страны. Хотя само взимание налогов от этого не меняется.
Работодателям также стоит ознакомиться и со списком вакансий, на которые запрещено принимать иностранных граждан, в том числе украинцев. Так иностранцев нельзя брать для работы в аптеках. Кроме того, нельзя использовать иностранный труд для торговли вне магазинного павильона, это касается как открытых лотков, так и палаток.
Со статусом временного убежища приобретается и право на работу. При этом для граждан Украины нет особых ограничений на занимаемые должности. Плюс, по сравнению с приезжими из других стран в том, что нет языкового барьера. При приёме на работу необходимы документы:
Свидетельство ИНН не является обязательным для приёма на работу.
Как и прочие рабочие России, все получившие временное убежище тоже выплачивают налоги.
С заработной платы иностранных работников также удерживаются страховые пенсионные взносы, размер этих взносов тот же, что и у российских граждан. Пенсионные отчисления не производятся, если срок контракта или трудового договора менее 6 месяцев.
По закону все получившие временное убежище имеют право на оказание бесплатной медицинской помощи, а значит, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Выплаты заработной платы, соответственно, также облагаются налогом в пользу страховых взносов.
В рамках социального страхования украинцы с полученным убежищем имеют право на все социальные выплаты, так же как и российские граждане, поэтому при устройстве на работу этот налог изымается из заработка. В случае декретного отпуска или временной нетрудоспособности по болезни они так же могут претендовать на получение пособия.
В каждом трудовом договоре прописана страховка на случай производственной травмы и заболеваний, связанных с профессией. В соответствии с этими пунктами договора, налог в ФСС от производственных травм также удерживается из заработной платы.
Налог на доходы с физически лиц удерживается из зарплаты каждого работника России. Стандартная ставка – 13%, но с иностранных граждан, работающих в России, удерживается 30% в течение 183 дней.
Начиная с 2014 года все украинцы, получившие статус временного убежища, сразу приравниваются к налоговым резидентам. Это означает, что налог на доходы взимается сразу в размере 13%, что является большим преимуществом.
Граждане Украины, особенно квалифицированные специалисты, легко могут . Приём на работу граждан со свидетельством о предоставлении временного убежища не требует от работодателя дополнительных разрешений. Также нет квот на приём таких работников.
Если есть время, можно взяться за поиск работы самостоятельно. Процедура поиска работы одинакова во всех странах: поиск подходящей вакансии, звонок, собеседование. Тем более, разрешение на работу не требуется, а значит, не предстоит никаких лишних затрат и бумажной волокиты.
Когда собственных средств к существованию нет, и поиск работы становится вопросом выживания, резонно обратиться в центр занятости населения. Пособия иностранным гражданам не полагается, зато можно быстро получить список свободных вакансий и получить хотя бы временную, пусть и не очень желанную работу.
На предприятие планируется принять токарем гражданина Украины, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, выданного УФМС России по Пензенской области 03.10.2014 со сроком действия до 14.08.2015.Срок действия свидетельства продлялся УФМС России по Пензенской области дважды: до 03.07.2016 и до 27.06.2017 г. Включительно по 27.06.16 этот гражданин работал на предприятии г. Пензы и стоял там же на учете по месту пребывания. 27.06.16 в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ сделана запись "27.06.16 снят в УФМС России по Пензенской области с учета лиц, получивших временное убежище на территории РФ, в связи с переездом", заверенная печатью. Смущает последняя запись " снят с учета лиц..." В то же время в сведениях о постановке на учет по месту пребывания от 01.07.2016 стоит штамп ОУФМС России по Ростовской области в г. Новочеркасске " уведомление принято, поставлен на учет до 27.06.17". Какие документы необходимо требовать,в случае приема этого гражданина. Медицинский полис нужен новый или тот, который ему выдали в Пензенской области на срок действия свидетельства? В какие инстанции необходимо сообщать при приеме такого работника (УФМС, ФНС).При условии перемены статуса необходимо ли уведомлять об этом УФМС? Спасибо.
Ответ на 1 вопрос: На предприятие планируется принять токарем гражданина Украины, имеющего свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, выданного УФМС России по Пензенской области 03.10.2014 со сроком действия до 14.08.2015. Срок действия свидетельства продлялся УФМС России по Пензенской области дважды: до 03.07.2016 и до 27.06.2017 г. Включительно по 27.06.16 этот гражданин работал на предприятии г. Пензы и стоял там же на учете по месту пребывания. 27.06.16 в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ сделана запись "27.06.16 снят в УФМС России по Пензенской области с учета лиц, получивших временное убежище на территории РФ, в связи с переездом", заверенная печатью. Смущает последняя запись " снят с учета лиц..." В то же время в сведениях о постановке на учет по месту пребывания от 01.07.2016 стоит штамп ОУФМС России по Ростовской области в г. Новочеркасске "уведомление принято, поставлен на учет до 27.06.17". Какие документы необходимо требовать, в случае приема этого гражданина.
Поскольку у иностранца не забрали свидетельство и не вернули его паспорт, а само свидетельство продлено до 27.06.2017 г., он сохраняет статус лица, получившего временное убежище, и может быть принят на работу без патента.
Прием на работу иностранцев, получивших временное убежище на территории России, нужно оформить в - как граждан России. При этом для подтверждения статуса, помимо , предъявляемых при приеме на работу, сотрудник должен предъявить о предоставлении временного убежища.
Если иностранец самостоятельно встал на миграционный учет по месту фактического проживания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии, ставить его на учет по адресу работодателя необязательно. Но и в этом случае рекомендуется взять копию уведомления о прибытии в подтверждение того, что иностранец соблюдает правила миграционного учета. Включите в трудовой договор иностранца обязанность уведомлять работодателя о каждом случае постановки на учет по новому месту пребывания или выезде за границу, поскольку в этих случаях он автоматически будет снят с учета по прежнему адресу, и по возвращении ему снова придется становиться на учет.
При этом статус иностранца, получившего временное убежище, не препятствует установлению бессрочного характера трудовых отношений. Поэтому если отсутствуют для оформления срочного трудового договора, то с такими сотрудниками следует оформить бессрочный трудовой договор.
Если в дальнейшем сотрудник утратит статус лица, получившего временное убежище, при этом не получит российское гражданство и не оформит другие разрешительные документы, трудовой договор с ним в связи с истечением срока действия специального права, по части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ.
Ответ на 2 вопрос: Медицинский полис нужен новый или тот, который ему выдали в Пензенской области на срок действия свидетельства?
Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", застрахованными лицами являются, в частности, лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах". Согласно ст. 6 и ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" лица, получившие временное убежище на территории РФ и беженцы имею право на медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В рамках этих законов беженцы и лица, получившие временное убежище на территории РФ, являются застрахованными в системе ОМС и им выдают полисы ОМС.
В соответствии с разъяснениями Фонда обязательного медицинского страхования, беженцы и лица, получившие временное убежище, могут оформить себе полис обязательного медицинского страхования, и в этом случае им не нужно оформлять в обязательном порядке полис ДМС.
Таким образом, и беженцы, и лица, получившие временное убежище, самостоятельно оформляют себе полис ОМС, и покупать полис ДМС им не нужно, так как они уже обеспечены медицинской помощью.
Ответ на 3 вопрос: В какие инстанции необходимо сообщать при приеме такого работника (УФМС, ФНС).
О приеме на работу лица, получившего временное убежище, необходимо территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового договора.
Ответ на 4 вопрос: При условии перемены статуса необходимо ли уведомлять об этом УФМС?
Да, необходимо.
Вид и реквизиты документа, документа, удостоверяющего личность, а также вид и реквизиты подтверждающего право на пребывание (проживание) иностранца в РФ, относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов ( Правил, утвержденных ).
Главное управление по вопросам миграции МВД России нужно уведомлять об изменении следующих сведений об иностранном гражданине:
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Ответ: Как принять на работу сотрудника-иностранца, который получил временное убежище на территории России
Нина Ковязина
Внимание : статус иностранца, получившего временное убежище, не препятствует установлению бессрочного характера трудовых отношений. Поэтому если отсутствуют для оформления срочного трудового договора, то с такими сотрудниками следует оформить бессрочный трудовой договор.
Если в дальнейшем сотрудник утратит статус лица, получившего временное убежище, при этом получит гражданство другой страны и для продолжения его трудовых отношений на территории России потребуется оформление дополнительных разрешений для самого сотрудника или работодателя, то трудовой договор с ним в связи с истечением срока действия специального права.
Это следует из совокупности положений статьи 11, статей и , части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, Порядка, утвержденного , статьи 12 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1.
Законодательство обязывает работодателей территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении или прекращении трудового договора с сотрудниками-иностранцами. При этом не установлены исключения для иностранцев в зависимости от их статуса. Поэтому работодатель должен уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о приеме на работу любого иностранца, в том числе получившего временное убежище. Такой вывод следует из положений статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.
Тот же порядок действует и в отношении .
2. Ответ: Нужно ли повторно уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД России, если срок пребывания иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен, например, в связи с переоформлением патента
Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
Да, нужно.
Срок пребывания (проживания) сотрудника-иностранца относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов ( Правил, утвержденных ).
Таким образом, если срок пребывания сотрудника-иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен в связи с переоформлением патента, то необходимо уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о данном изменении.
3. Нормативная база:Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Статья 10. Застрахованные лица
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах":
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 390-ФЗ)
1) работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
2) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие);
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ)
3) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
5) неработающие граждане:
а) дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;
б) неработающие пенсионеры независимо от основания назначения пенсии;
в) граждане, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
(пп. "в" в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
г) безработные граждане, зарегистрированные в соответствии с законодательством о занятости;
д) один из родителей или опекун, занятые уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет;
ж) иные не работающие по трудовому договору и не указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта граждане, за исключением военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц.
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах"
Статья 6. Права и обязанности лица, получившего свидетельство
1. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
(в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
4) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения;
5) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.
2. Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте временного содержания или центре временного размещения;
3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата.
В случае, если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
Статья 8. Права и обязанности лица, признанного беженцем
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:
1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;
2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;
3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до убытия к новому месту пребывания;
5) охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, из фонда жилья для временного поселения.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья;
7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
12) содействие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
13) обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц и въезда их на территорию Российской Федерации.
Проездной документ в форме электронного документа не выдается;
14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
17) выезд на место жительства в иностранное государство;
18) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2006 N 121-ФЗ;
7) проходить переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, но не реже чем один раз в полтора года.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 12.11.2012 N 186-ФЗ)
Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища
1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
Заявление не может быть подано в форме электронного документа.
(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 322-ФЗ)
2. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания.
Свидетельство в форме электронного документа не выдается.
Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 322-ФЗ)
4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием.
5. Лицо утрачивает временное убежище:
1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;
3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ)
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона;
3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
(пп. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ)
7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктами 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.03.2012 N 18
Получить возможность жить в стране без получения статуса беженца в Российской Федерации можно, оформив так называемый документ о временном убежище, который позволяет при его наличии жить и работать на территории данной страны.
Такое свидетельство, которое давало возможность беженцам с разных стран проживать на территории РФ, появилось в 1993 году. Права и свободы таких граждан также гарантирует международная декларация о территориальном убежище, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1967 году. В ней сказано, что каждый из граждан имеет право искать временного убежища в случае, если он терпит гонения со стороны своей страны по разным причинам, то ли политическим, то ли религиозным.
Согласно данной декларации, предоставление временного убежища запрещено людям, которые представляют угрозу мировой безопасности и сохранению мира на планете.
Право на свободы и безопасность граждан мира задекларировано в 14 статье декларации.
Документ о временном убежище, в основном, выдавали людям, которые приезжали в Россию из так называемых горячих точек. Множество украинцев также воспользовались такой возможностью из-за сложной ситуации на востоке Украины.
Много вопросов задают о том, какие категории граждан и в каком случае могут получить данное свидетельство на временное убежище. Расскажем обо всем по порядку.
Временное убежище вам дадут в таких случаях:
Страна может позволить вам оставаться на территории и получить право на временное убежище, например, в том случае, когда вы тяжело больны, а в вашей стране нет возможности вам оказать помощь. Сюда не относится вариант, когда есть средства, но вы не можете оплатить расходы или если на территории вашего государства вам угрожает опасность (например, как сейчас для граждан Украины на территории, где проводятся военные действия).
Перечень документов, которые должен предоставить иностранный гражданин при получении убежища:
Собрав все документы, подать их на рассмотрение нужно в Федеральную миграционную службу Российской Федерации. Данная организация должна выдать вам справку, в которой говорится, что вы имеете право проживать на территории РФ и совершать определенные виды деятельности.
В справке указывается, кто конкретно получает данный статус, а также, в случае если с вами переезжают родственники, им тоже выдается такой временный документ.
После того, как документы поданы, множество граждан должны пройти все медицинские обследования и сдать все анализы. Срок, в который каждый из граждан должен пройти медицинское обследование, не должен быть больше десяти дней.
После проведения всех медицинских процедур должно быть выдано два сертификата, которые подтверждают состояние вашего здоровья. Один экземпляр оставляют в лечебном заведении, а другой выдается на руки. Срок действия сертификата составляет 1 год.
По полученным результатам медицинского заключения, миграционная служба Российской Федерации принимает решение, предоставить вам временное убежище или нет. После этого иностранцу выдается определенное свидетельство, которое подтверждает личность его владельца на территории РФ.
Данные документы можно предъявлять при устройстве на работу или заключении брака. Свидетельство, выданное миграционной службой, заменяет вам основные документы, которые у вас были на родине.
При получении убежища миграционная служба изымает паспорт человека и оставляет его у себя на хранении. Это один из недостатков, из-за которых иностранцы часто отказываются от временного убежища.
Отсутствие паспорта не позволяет выехать самовольно со страны. А если, например, проситель сам с соседней Украины и все его родственники находятся там, тогда он попросту не сможет их увидеть, так как отсутствие паспорта не позволит ему пересечь границу.
Данное свидетельство дает право вам спокойно искать работу в России, при этом вместо паспорта придется предъявлять выданный документ. Если вы устраиваетесь на должности в сфере образования, вы должны предъявить справку о несудимости.
Согласно федеральному закону «О беженцах» люди, получившие временное убежище на территории РФ имеют право:
Это возможно в том случае, если вы получили свидетельство на право проживания в стране.
Иногда возможно и получение материальной помощи, но это обычно рассматривается в каждом индивидуальном случае. Размер ее устанавливается согласно региональному законодательству Российской Федерации.
Чтобы получить такой вид помощи, иностранцы должны обратиться в органы социальной защиты, где им расскажут и предоставят информацию о комплекте документов, которые нужно будет сдать.
Срок действия временного убежища составляет один год. Продление временного убежища может зависеть от ситуации, в которую вы попали, но, в основном, его еще могут продлить на 12 месяцев.
Например, если вы приехали со страны, в которой ведутся боевые действия, вам может предоставляться временное убежище в России до того времени пока ситуация в вашей родной стране не стабилизируется.
Точную информацию о сроках действия временного убежища вы можете узнать на нашем сайте или позвонив нашему консультанту, который совершенно бесплатно проконсультирует вас.
Чтобы продлить пребывание на территории государства, вы должны подать заявление в миграционную службу за месяц до окончания вашего пребывания на территории Российской Федерации. После этого вы получите право пребывания на территории страны и вам выдадут свидетельство подтверждающее это.
Лишится права на предоставления убежища, можно в таких случаях:
33.0 KiB
455 Downloads
В последнее время ситуация на Украине является нестабильной, вследствие чего была упрощена процедура получения временного убежища гражданам этой страны. Согласно постановлению РФ «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории России в упрощенном порядке», теперь это свидетельство возможно оформить всего за 3 дня, хотя для других граждан других государств эта процедура занимает около 3 месяцев.
Этапы получения украинцами данного статуса такие же, как установлено законодательством, только это происходит за очень короткий срок.
Ранее украинцам предоставлялось 90 дней для пребывания на территории РФ, которые по истечению этого срока продлевались, а сейчас дано всего 90 дней без продления, неважно, то ли вы будете весь срок сразу или периодически пребывать на территории Российской Федерации.
В этом случае граждане Украины имеют всего три месяца для того чтобы подать документы и пройти все процедуры для получения права на убежище в Российской Федерации.
Перед тем, как вы будете сдавать документы для получения соответствующего свидетельства в РФ, постарайтесь проконсультироваться у юристов по этому поводу. Они помогут вам правильно оформить весь пакет документов и расскажут вам все нюансы данной процедуры. Это можно бесплатно сделать на нашем сайте.
Если вы подвергаетесь преследованию или вам угрожает опасность, и вы решили переехать в другую страну, тогда одним из вариантов есть возможность пройти процедуру получения убежища в другой стране. Это обезопасит вас и ваших близких и даст возможность спокойно жить и работать.
В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.
Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.
Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?
Правовой статус
Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:
С точки зрения возможности вступить в трудовые отношения статусы «беженец» и «временное убежище» предоставляют одинаковые возможности для трудоустройства. Самая существенная разница для обладателя статуса «беженец» в сравнении со статусом «временное убежище» заключается в возможности получить единовременное денежное пособие.
Привлечение к труду иностранных граждан
Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.
Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:
Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?
Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.
Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.
«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.
Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».
«Постоянное проживание» – вид на жительство.
Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».
«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».
«Беженец» – удостоверение беженца.
Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».
«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.
Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.
Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?
Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.
Например:
Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.
Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.
Признание документов об образовании иностранного гражданина
Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.
В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:
В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:
В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».
Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора
В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:
Действительны ли советские трудовые книжки?
Да, действительны.
В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).
Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:
Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».
Справка
Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?
Да, является.
Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.
Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:
Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.
У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года 3 .
Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».
В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:
- если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
- если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.
Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.
Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.
Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника
Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил правовой статус «беженец» или «временное убежище».
Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.
Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
Дополнение
Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ
С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».
Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:
1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».
Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).
2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).
3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 327 1 ТК РФ).
4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 327 2 ТК РФ).
Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».
Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 327 2 ТК РФ.
Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».
Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.
Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 5 ТК РФ).
В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 327 6 ТК РФ).
Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».
В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.
1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений
3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.
4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».
5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).