Древние мифы Рима. Мифы Древнего Рима для детей

Римская мифология исторически развивалась из анимизма, т.е. веры в одушевленность природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, боги воспринимались как могущественные силы, которые необходимо умилостивлять строгим соблюдением обрядов. В богах римляне видели волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь.

Римский пантеон имеет много аналогов с греческим, но включает и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»). Низшие божества («numina») существовали у римлян уже в раннюю эпоху - это были божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., в связи с чем первоначально у некоторых божеств пол не был фиксированным (Фавн - Фавна, Помона - Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона - Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность общественных функций - соответственно религиозно-жреческой, военной и хозяйственной. Римские боги не имели своего Олимпа и генеалогии, и часто изображались в виде символов: маны - в виде змей, Юпитер - в виде камня, Марс - копья, Веста - огня. Система ранней римской мифологии включала безличные обожествленные силы, под покровительством которых протекала жизнь человека от зачатия до смерти.

На следующей стадии развития мифологических представлений появились божества природы - главным образом рек, источников и земли как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных качеств человека и различных общественных отношений, а также иноземные боги и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились маны и лемуры, а также гении и юноны (воплощения мужского и женского начал). Римляне верил, что при рождении гении вселяются в человека, а при смерти - отделяются от тела и становятся манами (добрыми душами). В честь юноны и гения в день рождения приносились жертвы, их именем клялись. Позднее свои гении были приданы каждому семейству, городу и государству для охраны. Гениям родственны лары - покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома; в каждой семье был свой семейный лар, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Кроме того, существовали особые боги очага (покровители кладовой) - пенаты, к которым причислялись, среди прочих, также Янус, Юпитер и Веста.



Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь, назывались dei indigetes (внутри действующие, или внутри живущие боги). Их было столько же, сколько различных видов деятельности: каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки которых (с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться) были составлены в IV веке до н.э. понтификами. Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др.), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa, и др.), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina, и др.), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas, и др.), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др.). Кроме того, были божества различных видов деятельности (в первую очередь, земледелия и скотоводства) - Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) - и местностей.



Со временем некоторые из этих божеств индивидуализировались, к их основным атрибутам присоединялись и другие, и мифологический образ становился рельефнее, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений появляются божества природы - водной стихии, полей, лесов, источников. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н.э.).

К богам, деятельность которых проявлялась и в природе, и в жизни, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве, обладавшие яркой индивидуальностью. Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца и все календы, а также названный по его имени месяц январь, знаменующий начало прибавления светового дня. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже отцом богов. Главное святилище бога Януса находилось на северном конце форума, напротив храма Весты - это была старинная арка с изображением двуликого бога, служившая входом на римский форум; ее ворота были раскрыты на период военных действий. Другим местом культа Януса был холм Яникул, на котором, по преданию, Анк Марций воздвиг укрепление для защиты торгового пути в Этрурию и гавани; в связи с чем Янус стал считаться также покровителем торговли и мореплавания. С Янусом Матутином родственна Матерь Матута, богиня рассвета, подательница света, помощница при родах, вместе с Портумном охранительница гаваней. Веста олицетворяла собой огонь в общественном и домашнем очаге. Культом богини заведовали шесть дев, названных по ее имени весталками.

В отличие от Весты, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан был представителем разрушительной огненной стихии. Его храм находился на Марсовом поле. Вулкана призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей, он же считался божеством солнца и молнии. Позднее его отождествили с Гефестом и стали почитать как бога кузнечного искусства и вулканов. Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс - с Реей, причем многие особенности греческого культа были перенесены в римский культ.

Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение. Сюда относились Фавн с женой Фавной (Bona Dea), Сильван (лесной бог, леший), который стал покровителем границ и собственности; Либер и Либера - чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников (отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны); Вертумн и Помона, охранявшие сады и фруктовые деревья и т.д. Флора считалась богиней расцвета и плодородия; Палес охраняла пастбища и скот. Диана покровительствовала плодородию и охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны. К божествам, посылавшим плодородие, относился также Марс - один из наиболее древних и почитаемых богов Рима. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; в честь его была установлена так называемая «священная весна». Он был также богом войны (Mars Gradivus), а тотем Марса, дятел, со временем стал божеством лесов и лугов, покровителем земледелия. Близок к Марсу и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом.

Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер как бог дневного света, Юнона - как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков - Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber). В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был также покровителем молодого поколения. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису - злому Юпитеру; родственный Юпитеру Сумманус (sub mane - под утро) был богом ночных бурь. Как помощник в битвах Юпитер назывался Статор, как податель победы - Виктор; в честь его была учреждена особая коллегия, которая требовали удовлетворения у неприятелей, объявляла войну и заключала договоры с соблюдением известных обрядов. Поэтому Юпитер призывался в подтверждение верности слова как бог клятв. Главным священнослужителем Юпитера был фламин, а жена фламина была жрицей Юноны. Культ Юноны был распространен во всей Италии; в честь ее получил свое название месяц Junius или Junonius. Как лунной богине, ей были посвящены все календы. Она освящала брачные союзы и охраняла жителей. Божества подземного мира не имели такой яркой индивидуальности, как персонажи греческой мифологии. Богом смерти считался Орк (Orcus); наряду с ним упоминается богиня - покровительница умерших - Tellus, Terra mater, - принимавшая тени в свое лоно. Она олицетворяла собой ужас смерти.

У римлян существовал также ряд божеств, олицетворявших нравственные и духовные понятия, человеческие отношения: Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были также боги, заимствованные у других народов (главным образом у этрусков и греков). Греческие религиозные представления и особенности греческого культа утвердились в Риме - или сливаясь с родственными римскими, или вытесняя ранние римские верования. К числу иноземных божеств относится этрусская Минерва, богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Благодаря сопоставлению с Палладой Минерва вошла в капитолийскую триаду. Венера, вероятно, была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой Афродитой. Меркурий - покровитель торговли - был отождествлен с Гермесом и принял атрибуты греческого бога.

Литература и театр.

Судя по сохранившимся названиям произведений Андроника, он переводил главным образом Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэзию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчестве. Да и вряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросивших в ту пору вызов всесильному Карфагену. Основав в Риме школу для детей римских нобилей, Андроник преподавал в ней греческий и латинский языки, используя тексты классических греческих авторов. Из этих вполне практических потребностей и родилось первое в истории европейской литературы переводное произведение - латинская «Одиссея». Грек из Тарента должен был много потрудиться, прежде чем он нашел стихотворную форму для перевода гомеровского эпоса. Здесь, как уже говорилось, ему помогли древние героические песни римлян, написанные «сатурнийским стихом». В 204 г. до н. э. по поручению понтификов Андроник создал хоровую песнь, призванную умилостивить богов. Пел ее хор, составленный из 27 девушек. Так, греческий учитель из Тарента разработал для римлян поэтический язык в сфере эпоса, лирики и драмы.

О том, как быстро римляне усваивали греческие литературные формы, свидетельствует творчество Невия из Кампании. Через пять лет после Андроника он выступил с комедиями и трагедиями, написанными по образцу греческих. Наряду с «паллиатами», т. е. драмами, где актеры выступали в просторных греческих плащах - паллиях, Невий создавал также «тогаты» - комедии, где на сцену выходили сами римляне в тогах или же приезжие из Пренесты или Ланувия, как в комедии «Предсказатель». Он же стал автором и оригинальной римской трагедии, смело обратившись не к мифологическим сюжетам, а к современной ему истории. В трагедии «Кластидий» он описал победу консула Марка Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Форма произведения заимствована у греков, но содержание - чисто римское. Смелость этого «гордого кампанца», как он сам себя называл, проявилась и в том, что в свои комедии он часто вставлял намеки на политические события своего времени, насмехаясь над разгульной молодостью Сципиона, будущего победителя Ганнибала, или нападая на ненавистную ему знатную семью Метеллов. В аристократической Римской республике такие политические выпады со стороны комедиографа не могли кончиться добром: Невий был брошен в тюрьму, а затем изгнан из Рима; умер на чужбине. Римская литература обязана ему не только трагедиями и комедиями, но в особенности оригинальной эпической поэмой «Пуническая война», написанной «сатурнийским стихом». В этой эпопее немало следов подражания Гомеру, но повествуется в ней об извечной борьбе Рима с Карфагеном, завершившейся для Невия победоносной I Пунической войной, в которой он сам принимал участие как солдат. С уходом со сцены Андроника и Невия римская литература лишилась могучих талантов, способных одинаково успешно творить как в жанре трагедии, так и в жанре комедии. Авторы, пришедшие им на смену, были привержены лишь одному какому-либо жанру.

Вскоре, после того как разразилась II Пуническая война, в Риме прославился своими комедиями Тит Макций Плавт. Переехав в ранней молодости из Умбрии в Рим, он с самого начала был близок к театру: возможно, был рабочим сцены или даже актером в ателланах. Хорошо знакомый со сценическим искусством и со вкусами римской публики, он начал перерабатывать новоаттические комедии Менандра, Дифила и Филемона. Он понимал, что серьезные, нравоучительные, нередко слащавые греческие комедии не придутся по душе римскому плебсу, и потому крайне редко брался за переработку сентиментальных произведений вроде не известного нам греческого оригинала, на котором основываются его «Пленные» или «Три монеты». Чаще всего Плавт выбирал сюжеты, где главную роль играют или хитрый раб-интриган, одерживающий верх над господином, или гетера, оказывающаяся в конце свободнорожденной гражданкой. Психологически утонченные, слишком глубокие и изящные для римской публики греческие пьесы он отбрасывал или же, находя ту или иную комедию слишком скучной, лишенной жизнерадостного воодушевления, оптимизма, не колеблясь вводил в нее новое действующее лицо, способное развеселить зрителей. При этом он смело заимствовал таких персонажей из других комедий, как, например, «парасита» - прихлебателя, приживала Эргасила в «Пленных».

В более поздний период своего творчества, решив, что длинные диалоги греческой драмы не подходят для сцены, Плавт стал вводить вместо них песенные партии - как монодии, так и дуэты, и терцеты, превращая комедию в водевиль или оперетту. Предшественником его здесь был Невий, но только Плавт использовал этот прием очень широко, так что древние говорили о ^полиметрии», о метрическом богатстве комедий Плавта. При этом он охотно прибегал к легким эллинистическим песенкам того времени, к их языку, мелодиям, юмору. Для оживления действия он вводил и балетные партии, как, например, в комедии «Стих»: из серьезной и трогательной комедии Менандра он сделал буйное, шумное, веселое зрелище, хотя композиция его весьма беспорядочна, хаотична. Впрочем, о композиции римский драматург заботился мало. Писал он так называемые «фабулэ моториэ» - произведения, в которых были быстрота, много движения, наигрыши и шум. Некоторые его комедии («Казина», «Купец») сближаются по своему характеру с нынешним фарсом.

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

Древняя римская религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима, и боги отдельных общин сливались друг с другом. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями, главную роль стали играть культы фамилий группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Наряду с ними существовали культы соседских общин - курий, культы всей римской гражданской общины, которые, однако, не были отгорожены друг от друга. Все они находились под контролем коллегии понтификов, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли действовать во всех трех мирах. Миры богов, людей и мертвых были разграничены (право богов, fas, не смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны (люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги). Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне специальной коллегией жрецов. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в книгах указания как поступить. Считалось, что богов врага можно переманить на сторону Рима с помощью определенной формулы evocatio. С переходом в Рим богов италийских городов образы римских богов усложнялись. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончательно оформившимся как единый город, стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы - Юпитер Капитолийский.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.



Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Античная мифология («antigues» с латинского «древний») оказала огромное влияние на культурное развитие многих народов, особенно европейских, которые являлись непосредственными наследниками эллинской культуры. В понятие античной мифологии включается греческая мифология, а также сформированная позднее на ее основе римская мифология. Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были подвергнуты глубокому изучению и толкованию во многом благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа (древнегреческий язык был менее распространен).

Кроме того, нет ни одного вида искусства, на которое бы не оказала влияния античная мифология: множество картин, скульптур, театральных постановок и художественных произведений создавались и продолжают создаваться авторами непосредственно на сюжеты греческих и римских мифов или же под влиянием греко-римской мифологии в целом. Греческая мифология и римская мифология несут мощный заряд философского, этического и эстетического осмысления жизни, ставя перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными.

Между тем, греческая мифология и римская мифология имеют свои специфические особенности. Дадим краткую характеристику каждой.

Греческая мифология.

Что свойственно для любой мифологической системы, греческая мифология стремится познать и осмыслить окружающий мир, выявить законы его существования, дать объяснение явлениям природы и ответить на вопросы происхождения мира и человека.

Многообразие окружающей жизни рождало в сознании древних греков понятие многобожия. Есть верховные греческие боги, обитающие на горе Олимп, во главе которых стоит грозный и мудрый Зевс, держатель молний. Каждый бог или богиня являются покровителем определенной сферы деятельности человека (есть боги-покровители плодородия, войны, охоты, любви и т.д.). При этом греческие боги являются носителями многих человеческих черт характера и страстей: им не чужды проявления любви, дружбы, гнева, ненависти; многие из них не гнушаются плести интриги друг против друга. Таким образом, греческие боги были приближены к людям, и их поступки были понятны человеку.

Земной мир древних греков был населен различными мифическими существами, которые также были носителями человеческих качеств. Греки верили, что в лесах обитают дриады и сатиры, в озерах и морях – нимфы и океаниды, хранителями гор являются ореады. Многих других сказочных персонажей, таких как кентавры или гарпии, можно встретить в огромном и многообразном мире природы. Некоторые из этих существ являются злыми и негативно настроенными по отношению к человеку, другие сочувствуют ему и пытаются помочь.

Древнегреческие мифы и легенды, с красочными и интригующими сюжетами, повествуют о жизни богов и людей, поэтизируют героическое прошлое и дают этико-эстетический заряд осмысления жизни. Некоторые мифы объединяются в циклы. Есть циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

Римская мифология.

Римская мифология во многом сформировалась на основе греческой мифологии, однако изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. Римские боги не были близки к человеку, они скорее выступали как некие грозные и страшные силы, расположение и поддержку которых можно было заслужить с помощью поклонения и специальных ритуалов. Ни одно дело римлянин не начинал без молитвенного обращения к богам, однако оно подчас носило формальный характер, и было вызвано страхом навлечь на себя божественную немилость.

Следует отметить, что мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени.

Римские боги не имели своего Олимпа, не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. Например, камень символизировал бога Юпитера, огонь ассоциировался с богиней Вестой, Марс отождествлялся с копьем. Под негласным покровительством таким образов-символов, с которыми отождествлялись римские боги, и проходила вся жизнь римлянина от рождения до смерти. Духи-божества, которые населяли природу (леса, горы, водоемы), также были обезличены и абстрактны. Выделялись божества, населяющие небесное пространство, духи смерти и загробного мира, божества, которые воплощались в нравственных качествах человека. Последними по степени почитания у древних римлян были герои и иноземные боги.

Примерно в конце VI — начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры.

Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти (начало этим представлениям положил Сципион Африканский). Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.) После смерти императорам было уготовано особое место в загробном мире и вечное блаженство. Особое отношение формировалось и к полководцам, они также пользовались милостью богов. Во времена, когда народ был отстранен от участия в государственных делах, а моральное разложение затронуло самую верхушку власти, миф о божественности правителя потерял свою актуальность.

Ценность римской мифологии, по мнению ученых, выражается в сохранении и популяризации древнегреческой мифологической системы. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства.

Об этапах развития Римской мифологии существует несколько мнений. Некоторые историки за основу берут книги жрецов "Индигитаменты", где говорится о том, что в мире существуют лишь безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь. Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес), отразившаяся в наличии у некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона), в обращении к богам "бог или богиня". Согласно мнению части историков, мифы в Древнем Риме появились лишь под влиянием этрусской и греческой мифологии. Греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Некоторые современные исследователи поставили под сомнение теорию нумина, приводя в качестве довода то, что "Индигитаменты" были созданы жрецами, а не народом. Многие из понтификов были юристами, которым была свойственна крайняя детализация явлений. Позднее этрусскому и греческому влиянию стали отводить меньшее значение, подчеркивая самобытность римской религии.

На дальнейшее развитие Римской мифологии оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоносная римская агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, ранее занимавшиеся только патрициями, не дала развиться касте жрецов. Высшим авторитетом стала сама гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших своеобразную часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о мире как великом городе людей и богов), но в праве были думать, говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их отрицания. Этика определялась не религией, а благом гражданской общины, одних награждавшей почетом, а других каравшей презрением. Почитаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом, исключало культ царей и героев, и, если таковой и существовал в древнейшее время (лары), то потом заглох. Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих жертв, стал сложившийся миф о Риме как городе, основанном по предначертанию богов, предназначавших ему власть над миром, о римском народе как избранном богами (один из компонентов мифа о Риме - миф об Энее).

Заимствование греческих богов началось не позднее конца 6 - начала 5 в.в. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греческими мифами и мистериями, посвященными Дионису, с греческими религиозно-философскими течениями. Интерпретируя мифы, государственные деятели стали претендовать на божественное происхождение (первым был Сципион Африканский), на особое покровительство божества (Сулла и Цезарь - на покровительство Венеры, Антоний - Геркулеса и Диониса), на уготованное их душам бессмертие и особое место в звездных сферах или полях блаженных. В провинциях распространился культ полководцев. Так был подготовлен императорский культ, начавшийся с обожествления Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отождествляли себя с богами, их жены - с богинями. С установлением империи "римский миф", в связи с отстранением народа от участия в государственных делах, утратой Римом его характера гражданской общины, начал терять свою популярность.

Несомненная заслуга Древнего Рима, имевшего свою мифологию, в восприятии, популяризации и сохранении греческой мифологии, в превращении ее в греко-римскую: большинство гениальных произведений греческих скульпторов человечество может лицезреть только благодаря их римским копиям; поэтические творения греческого народа были сохранены для нас римскими поэтами, многие мифологические сюжеты стали известны благодаря поэме Овидия "Метаморфозы".

Рим перенял у Греции мифологию и получилась греко-римская мифология.

Народную мифологию (догреческую) узнать трудно. Наиболее известные «Индигитаменты»- обрядовые книги. В них перечислены божества земледелия (посева, жатвы) брака, зачатия, жизненных процессов, даже божество возвращения ребенка домой! Составлены эти книги жрецами, хотя такой касты не существовало (во время обряда любого могли назначить жрецом). Римские книги составляли юристы. В классический период Римляне прибегали к гаданиям авгуров (гадатели по полету птиц) и гаруспиков (по внутренностям животных).

Например : птицы появляются справа от капитолия- хороший знак. Слева- плохой.

Цицерон писал так, что эта религия авгуров распространялась для простонародья, сенаторы же уже не верили в такие глупости. Зато они возили с собой священных куриц, которые если хорошо ели- война будет успешной. Цезарь специально приказывал вылавливать гусениц, чтобы те хорошо ели. Цезарь заявлял, что он «умилостил»

После династии Тарквиниев (этрусская династия)- римляне боялись единовластия как чумы. Предки (культ предков)- это Ларры, жили в домашнем очаге или храме Весты. Пенары (то же что и ларры).

Римляне были чудовищно богобоязненными людьми, в отличие от греков, у которых боги человекоподобные, Римская мифология - стихийно-демоническая религия, боги не обладают никакой внешностью, Веста воплощалась в виде пламени (и только после влияния Греции, она обрела человеческий облик). Римляне законопослушные- проведение культа. Обряда- крайне важная церемония. Если кто-то во время обряда чихнул- все начиналось с начала, нельзя было его нарушить. Иногда повторяли церемонию по 30 раз, пока все не проведено идеально. Они даже боялись их называть, они обращались к ним «святое божество, мущина или женщина, помоги мне в…».

Стихийный демонизм и мистицизм привел к образованию и созданию слова «религия» («религиум»- лат. –поклонение мистическим силам; культ.- лат. – почитание, выполнение религиозных обрядов).

«Эвокация»- формула включения чужих богов захваченных племен в римскую мифологию.

Римлянам был свойственен «Анимизм»- почитание природы, деревьев, источников. Дуб- священное растение, священное животное- волк.

Докласические времена- «влуперкарии» - обряд поклонения волков. Луперки- оборотни. Лупа- жрица любви. Лупанарии- дома любви. Люди-волки. Голые юноши бегали вокруг храма с кнутом и били проходящих, кого тронет кнут- будет богат потомством. Марк Антоний так же проводил этот обряд.

Изначально в Риме приносили жертвы сородичей, затем живых людей заменили куклами и меховыми шарами. Это жертва богу в его праздник. Елка тоже- жертвоприношение


Мать, которая рожала ребенка, должна была проводить специальные обряды, чтобы ублажить божков. Ватикан открывал рот, Индуса- помогала ему кушать, Осипага- смотрела чтобы у него формировались кости, Стопан- ходить…

Богиня Лихорадки, богиня бледности, кашля, праздник мышей и моли.

Блаженный Августин: «Каждый в своем доме имеет своего одного покровителя. А Римляне разделили петли и порог разным божкам».

Рим стремился приять у себя более сложившуюся и совершенную религию, и все время смотрели на восток, на Грецию. И постепенно с торговлей и др. причинам приходит к римлянам греческая мифология.

Церера- Римлянин увидевший свою богиню упал бы в ниц и испугался. Церера- это то чувство, которое земледелец летом видит взросшые колосья. Кунс, Флора, отвечали за растениян, посев и тд

Деметра- богиня даровавшая людям хлеб, основа жизни людей, могли выращивать злаки и выживать.не только дала людям земледелие, но и сделала греков оседлыми и патриотами, изначально они были кочевниками. Богиня даровавшая государственный строй. Надежда человека на неконечность жизни. Отсюда и Персифона, и загробная жизнь. Важднейший архитипический момент. С рождением Персифоны- рождается и понятие о сильной материнской любви.

Когда Деметра появилась в Риме, они приняли ее с восхищением. Боги- человекоподобные- рождали мифы, а именно на них и основывалась литература, именно про них и писали. Поэтам было не о чем писать до прихода греческой мифологии.

Юпитер лацийский- световые явления неба. Римляне боялись грома и молний. Бог грома и молний. Стал богом клятв «Клянусь Юпитером», договоры. Он становится некой таинственной силы, а после и государственности. Он давал по заслугам или по своей прихоти людям и добро и зло, стал покровителем римского народа.

Идея богоизбранничества- это идея Римская, впоследствии оказавшая влияние на иудеев.

Когда римляне узнали о Зевсе и узнали в нем Юпитера, приняли его, а затем и всю его семью. Юнона (Гера)- покровительница Минерва (Афина) –покровительница городов. Это первая троица главных богов. Иакх(Дионис), Флора (Персефона),Церера (Деметра). троица делосская: Апполон- бог светоносный, разума и искусств, Диана (артемида)- охотница, Латонна. Либера- либер 9женские боги- дочки и мужские).

Римская покровительница овощей Венера стала олицетворением боги любви Афродиты, и стала покровительствовать любви. Этот пример олицетворят сложность переноса греческой мифологии на римский. Приходилось заменять их роли на другие и «роднить».

Янус- бог войны. Один из первозданных богов Рима. Римлянам было сложно описать и найти ему замену.

Сивилины книги- (жриц Апполона)- предсказания. Кассандра- дочь Приама и Гекубы, становится одной из Сивилл. Сивилла кумская (работа Микеланджело). Сивиллы были бессмертные, пока не прикоснуться к родной Земле.

Римская литература периода гражданских войн . (2/2 2 века до н.э. – ½ 1 в до н.э.)

Римская республика начинает трещать по швам. Во главе республики стоял совет сенаторов из 300 сенаторов. Они беседовали, голосовали, и принимали решение. Гонцы с войны приезжали к сенату, ждали пока сенаторы решат, потом назад на поле сражения. И сенаторская республика уже теряла свою репутацию. Тогда приняли решение во главе Рима поставить двух консулов, которые решали судьбу республики.

Эней- внук Энея Юл.- Юлий сын Юла (интерпретация про то, что Рим нефига не моложе Греции. И вообще возвращал себе свои земли, завоевав Грецию, которые он потерял во время Троянской войны). Пантифик Цезарь (пантифик- руководитель, выполняющий обязанности следить за выполнением обрядов). Популяр Цезарь демократ «покупал» голоса избирателей, обладал бешенной поддержкой толпы, и напугал своей поддержкой Бибула (конкурента Цезаря- консерватора). Даже шутили, что в Риме были два консула- Гай и Юлий (т.е. один).

Сенаторы объединились против Цезаря (на его теле обнаружили 23 ножевых ранения). Цезарь принял свое предательство как жертву Риму. Это был сразу подписанный приговор (читайте Плутарха!).

Когда Рим из полиса превратился в огромное государство, сама история подталкивала Рим к единовластию. Это время распада охватывает целые 100 лет - попытки республиканцев возродить былое величие и единовластие. Между ними шли вооруженные стычки в решении судьбы Рима. Кракхи- полулисты, опирались на возрождении государственных трибунов (должность выборная- представители народа, только плебеи). Трибуны могли решить и сделать все что хотят. Очень сильный механизм народной власти. Клодий Пульхр- из аристократического рода, тоже популяр, за денюжки становится трибуном и изгоняет «плебейским» голосом Цицерона-сенатора, который клялся что он отец государства, Цицерона изгоняют из Рима.

Марий- изгнал германцев (им даже под страхом смерти боялись давать вино, иначе они разбуянятся, они пили только пиво, назвали их германцами из-за их варварского крика «Герррма!», они были больше римлян). Реформы в Риме.

Диктатура- военная должность, в периоды военно-политического обострения, гражданского или на границах сенаторы слагали свои полномочия и отдавали диктатору.

Проскрипции- списки нежелательных лиц, которых надо было устранить, без суда и следствия.

Бедных людей кормило гос-во, римские полководцы после победы устраивали «Триумф»- бесплатный пир и развлечения для всего народа.

Проконсул- консул, который после своего правления получал на 5 лет провинцию. В итоге вместо того, чтобы править провинциями. Они их обкрадывали до нитки.

Гай Цезарь- берет провинцию нищую, на которой показывает свои высокие качества военного полководца. Начинает сражаться с Галлией. Из своей провинции он извлекается громадную сильную армию, преданную Юлию (он участвует во всех битвах, спит и ест с воинами). В Луке он соединяется в первый Триумверат (тройственный союз) с Помпеем и Крас. За Помпея Цезарь отдал свою дочь. Крас погибает в войне с порфянами. Цезарь и Пампей после его смерти начинают делить Рим между собой. Помпей проигрывает. Но в качестве Диктатора- Цезарь пробыл всего год. Затем вернулся в Рим и его предали.

Актовиан Август, Марк Антоний и Марк Лепид- второй триувиат. Тот же сценарий, в конце к власти приходит Актовиан.

Главные писатели этого периода:

  1. Марк Тулий Цицерон (речи, трактаты и письма. 3 тома писем Цицерона,)- изнанка истории Рима, мемуары, классическая проза, образец красноречия.
  2. Тит Лукреций Кар (большая эпическая поэма, философский эпос
  3. Гай Валерий Катул.