Cлухи об объединении ФСБ, ФСО и СВР в Министерство безопасности России. Владимир путин завершает формирование своей администрации

01.02.2024 Запор

https://www.сайт/2017-01-30/istochnik_uzhe_v_etom_godu_sk_mogut_obedinit_s_mvd_a_fsb_s_fso

Силовики готовятся к слияниям и поглощениям

Источник: уже в этом году СК могут объединить с МВД, а ФСБ с ФСО

В России в 2017 году могут быть приняты решения об укрупнении ряда силовых структур..

В Следственном комитете накопилось множество проблем, как аппаратных, так и иного плана, говорит собеседник сайт. Главным поводом для слияния МВД и СК может стать дело «вора в законе» Шакро Молодого. После его задержания выяснилось, что часть руководства CК активно сотрудничала с руководителями криминальных кругов.

Есть и проблема организационного характера. У Следственного комитета нет статуса военизированной структуры и своего оперативного сопровождения, поэтому на любом обыске их сопровождают МВД, ФСБ или спецназ ФСИН. Слияние с МВД решит эту трудность.

Третья проблема — ослабление МВД после создания Росгвардии. Присоединение СК к МВД могло бы восстановить баланс ведомств.

Если такая структура будет создана, она станет слишком громоздкой и возникнет вопрос о передаче следствия по особо важным делам ФСБ, считает один из них. А это уже большая реформа, на разработку и осуществление которой уйдет несколько лет.

Стоит напомнить, что планы реформы Следственного комитета периодически возникают на протяжении последних лет. В 2014 году газета «Известия» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщала, что следственные органы могут быть объединены указом президента и новая структура начнет работать с 2017 года, а 2015-2016 годы станут переходным периодом. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду... Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо», — сказал тогда Бастрыкин журналистам.

Информация об объединении ФСБ и ФСО уже появлялась осенью 2016 года. Тогда «Коммерсантъ» сообщал, что может появиться новое ведомство, по функциям близкое к советскому КГБ. К двум спецслужбам также могли присоединить СВР..

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что создание суперведомств будет нелогичным шагом, учитывая, что ранее президент Владимир Путин шел по противоположному пути, выделяя отдельные ведомства из больших структур.

«Поворот процесса вспять будет выглядеть нелогично. При этом Следственный комитет потерял сейчас некую элитность и объединение может еще больше снизить его статусность. Не вижу ни практических, ни элитных резонов для такого объединения. Путин на протяжении всех лет своего нахождения у власти последовательно выстраивал систему сдержек и противовесов, а такой шаг ее разрушит», — считает Минченко.

Время чтения ≈ 3 минут

Ежегодно власти проводят определённые реформы, связанные с ФСБ, чтобы сделать их работу более продуктивной и комфортной. В 2018 году также была принята реформа ФСБ. Последние новости и Указ Президента стали довольно положительными для тех, кто переживал, что изменения сильно повлияют на схему работы этого органа исполнительной власти.

Перечень проведенных реформ

На самом деле в 2018 году всего 2 реформы ФСБ, но обе они довольно масштабные. Что же именно изменится:

  1. Объединение нескольких федеральных органов для совместной работы. Отныне следственный комитет, прокуратура и ещё несколько подразделений будут работать вместе. В обществе это вызвало бурный резонанс, но правительство упокоило граждан, сказав, что эти органы уже давно работают по одной схеме, но ранее это не разглашалось.
  2. Объединение , МВД и МО. Объединения коснулись не только прокуратуры, но и аварийно-спасательных служб. Их сотрудники также будут работать сообща и решать проблемы гражданской обороны вместе.
Реформа ФСБ самая масштабная

Чего не стоит бояться

Как только пошли слухи о том, что будут объединены некоторые федеральные органы, многие стали переживать за утечку тайной информации. Бояться этого не стоит, так как сохранение конфиденциальной важных документов является их общим интересом. Из последних новостей о реформе ФСБ в 2018 году, а также из Указа Президента можно узнать, что следственный комитет, прокуратура и другие вышеперечисленные органы будут иметь общую базу. Это исключит необходимость лишних встреч между сотрудниками данных министерств и освободит время для других действительно важных дел.

Для успокоения противников объединения стоит отметить, что раздельно и работали только с 2011 года. Все предыдущие годы они работали вместе, и показатели обоих ведомств были значительно лучше, нежели при их раздельной работе.


Президент России В. В. Путин

Новые полномочия

С новыми реформами приходят и новые полномочия. В 2018 году возможности ФСБ расширятся, так как её сотрудники будут иметь беспрепятственный доступ к секретным архивам, что поможет им в расследовании уголовных дел федерального значения. Задач также станет больше, так как ФСБ теперь будет заниматься делами следственного комитета.

Иван Пискунов

На прошлой неделе, 19 сентября Рунет облетела новость о готовящихся фундаментальных реформах в отечественных силовых структурах. По данным источников издательства «Коммерсанта» в сжатые сроки, до президентских выборов 2018 года планируется провести масштабную реформу с целью повышения эффективности управления ведомств, искоренения коррупции и усиления безопасности как гражданского общества таки и государства в целом. И ладно бы на этом все. К примеру, несколько лет назад мы уже переживали реформу МВД , когда на смену советской милиции пришла полиция. Сейчас же речь по сути идет о фактическом возвращении нынешней ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР.

Возможно все это слухи, но как говорит хорошая русская поговорка "дыма без огня не бывает" и "кто предупрежден тот вооружен".

Слухи или реальная перспектива

Как сообщает «Коммерсант» подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы структуры ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД РФ, а уже в 2016 году на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел специальным указаном президента была создана Росгвардия .

Помимо заявленных изменений по слухам так же, ожидается возвращение СК России в надзирающую за ним Генпрокуратуру. Упоминается так же, что некоторые функции МЧС могут быть разделены между Минобороны и МВД.

Но, что более существенно волнует большинство так это, то что в предполагаемых реформах речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР .

Пресс-служба президента России обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны

Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ) . При этом в его состав войдутСлужба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО) . Нынешняя же ФСО сохранится в виде подструктуры Службы безопасности президента России , которой, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Помимо структурных изменений новое министерство получит и ряд доселе не ведомственных функций. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не толькоо сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СК и МВД, а так же осуществлять процессуальный надзор за ними.

Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых в данный момент закреплена в УПК за СК и МВД.

Как отмечает издание, в ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СК снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году . Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений.

Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.

Начало уже положено

Напомним, в начале апреля президент Владимир Путин ликвидировал Госнаркоконтроль и миграционную службу в качестве самостоятельных федеральных ведомств, передав их в ведение МВД России.

Во-первых, перестановки - часть широкого процесса подготовки системы к 2018 году [когда пройдут выборы президента России]. Во-вторых, это попытка финансовой оптимизации всех этих служб. Третье: перестановки - это отражение некой внутренней борьбы в силовых и правоохранительных органах. Четвертое - система должна подстроиться под Путина, под его понимание эффективности.
Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru

Очень многие решения, особенно кадровые, которые мы сейчас видим, напрямую диктуются из Кремля. Не спецслужбы являются их инициаторами. Они пытаются продвигать свои интересы, но войну начали не они. Кремль сейчас пытается мобилизовать свои элиты и организовать административный аппарат в условиях нарастающей, как ему кажется, угрозы политической стабильности.

Прежняя модель - 2000-х годов - заключалась в том, что Кремль периодически разочаровывался в какой-нибудь спецслужбе, например в ФСБ, и создавал новую структуру, на которую возлагал работу по обеспечению политической стабильности. Так появился [антитеррористический] центр «Т» в МВД, потом Следственный комитет, потом были даны широкие полномочия казакам, в конце концов, появилась Национальная гвардия.

Валерий Ширяев , заместитель директора «Новой газеты», бывший сотрудник КГБ

То, что в силовых структурах что-то происходит, стало понятно еще год назад. За это время было ликвидировано ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, ФМС; уволили начальника ФСО - важнейшую фигуру в раскладе силовиков. Но изменения еще не закончены, они и дальше будут происходить.

А вот сокращение расходов может быть огромным стимулом для административной реформы. Параллельные функции, которые разные ведомства выполняют, параллельные сферы оперативной разработки, административный аппарат - вот на этом на всем можно сэкономить. Но это не обязательно делать в рамках объединения всех спецслужб в какую-то грандиозную структуру.

Сергей Канев , журналист The New Times

Власть боится протестов. Жизнь становится все хуже и хуже, идут массовые увольнения, невыплаты, задержки зарплат. И чтобы проще было противостоять этому, создается этот монстр из спецслужб.

Сейчас все силовые структуры существуют по отдельности. Даже служба безопасности президента разделена на две части: одна охраняет Путина, другая - Медведева. Мне рассказывали, что они друг с другом даже не общаются, у них конфликт. Между двумя ключевыми подразделениями ФСО! То же самое - и в самом ФСБ. Там идет внутриклановая борьба. Ребята говорили мне, что вторая служба (Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом - прим. «Медузы») воюет с шестой (Служба организационно-кадровой работы - прим. «Медузы»), шестая служба не подчиняется ни одному начальнику, потому что они считают себя элитным подразделением.

Идет борьба за финансовые потоки. Руководство ФСБ и других силовых ведомств - это ставленники разных кланов. Одни поддерживают Газпром, другие поддерживают «Роснефть», третьи - «Ростех». И то же самое в МВД, в прокуратуре, в Следственном комитете.

Как это было в США после событий 911

Террористические акты совершенные 11 сентября 2001 года заставили президента Буша младшего пересмотреть всю систему национальной безопасности и чуть больше месяца после нападения, 26 октября 2001 года президент США подписал документ под названием USA Patriotic Act , разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США)

А через год 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа. Тогда Буш младший так прокомментировал свое решение: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь» .

Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков.

Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями.

Сотрудники спецслужб рассказали «Новой», как связаны аресты губернатора Кировской области Никиты Белых, питерского миллиардера Дмитрия Михальченко и создание Национальной гвардии

Фото: Евгений Фельдман / «Новая газета»

3 июня Никита Белых принял участие в Великорецком крестном ходе. Именно в этот день кировские чекисты получили оперативную информацию, что в «ближайшее время» губернатор внесет наличными 20-25 миллионов на восстановление одного из православных храмов. Глава региона особо и не шифровался: по мобильной связи разговаривал со спонсором, говорил ему, что лето - самое время развернуть стройку, что именно сейчас надо помочь церкви…

Белых прекрасно знал, что помощь церкви, даже если она происходит юридически небезупречно, у нас уголовно ненаказуема, - рассказывает наш собеседник, высокопоставленный сотрудник ФСБ. - В России огромное количество церквей и мечетей, возведенных на деньги, собранные руководителями регионов. Не всегда эти деньги проходили через благотворительные фонды. Намного чаще священники и муллы получали деньги именно налом… И получилось: Белых взяли не за то, за что можно брать. Его арест - это явное превышение «понятийных полномочий». И вот еще почему - потому что, по негласному правилу, даже оперативная разработка должностных лиц, назначенных президентом, может производиться только с личного разрешения Путина. А Белых разрабатывали без президентского благословения, под прикрытием сбора информации о Навальном

По словам нашего собеседника, в последние несколько месяцев в окружении президента произошло резкое обострение противостояния двух кланов - эфэсбэшного, неформальный лидер которого - руководитель администрации президента Сергей Иванов, и эфэсошного - формальным и неформальным лидером которого был многолетний руководитель Федеральной службы охраны Евгений Муров.

Создание Национальной гвардии стало аппаратной победой клана ФСО, полагают наши источники:

Разговоры о том, что Нацгвардия создана для усмирения протестных настроений, - пустопорожняя болтовня. Толпы мы не боимся, мы боимся друг друга.

А основания для опасений есть. Дело в том, что самая серьезная функция, которая появилась у Национальной гвардии, - это возможность ведения оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

И никто не может гарантировать, что под ОРД оперативников Нацгвардии не попадут кадры ФСБ, расставленные и в министерствах, и ведомствах, и в регионах, и в руководстве крупнейших предприятий и банков страны.

Справедливости ради надо сказать, что ФСО тоже расставляло свои кадры. К примеру, при каждом губернаторе, по информации наших источников, есть «смотрящий» от ФСО. Где-то он занимает должность руководителя губернаторского аппарата, где-то помощника губернатора, а где-то и самого губернатора…

Наши источники в ФСО подтвердили, что решение о создании Нацгвардии и наделение новообразования функциями проведения ОРД эфэсбэшный клан воспринял довольно болезненно. Дело в том, что параллельно шли два процесса. Предполагалось не только создание Нацгвардии, именно в это время активно лоббировалось и создание Министерства государственной безопасности (МГБ), в котором собирались объединить ФСБ, ФСО и СВР. Но Евгению Мурову удалось отстоять независимость ведомства. Без ФСО создание МГБ теряло смысл, идею отложили, но маховик создания Нацгвардии к тому времени уже был запущен.

Эфэсбэшный клан не мог спокойно наблюдать за процессом резкого усиления эфэсошников и нанес болезненный удар по «противнику». 16 марта был арестован известный питерский предприниматель Дмитрий Михальченко (подробности в «Новой», № 65 от 20 июня 2016 г.). В ФСБ прекрасно знали, что Михальченко покровительствовал глава ФСО Евгений Муров. Более того, по нашим сведениям, Муров представил Михальченко Владимиру Путину, отрекомендовав его как незаурядного бизнесмена, щедро поддерживающего все президентские инициативы.

Вообще-то Михальченко арестовывали дважды. Когда сотрудники ФСБ «приняли» бизнесмена в первый раз, руководителю операции, по данным наших источников, будто бы позвонил Евгений Муров и задержанный был отпущен. За что сотрудники ФСБ получили нагоняй от московского руководства. И тут же кинулись арестовывать Михальченко «на бис».

Через несколько дней после задержания Михальченко руководство ФСБ доложило президенту об аресте бизнесмена и о роли членов эфэсошного клана (в том числе и среди действующих коллег - сотрудников центрального аппарата ФСБ) в, так скажем, бизнес-схемах питерского миллиардера. Практически в этот день и была решена судьба непотопляемого руководителя ФСО Евгения Мурова. Его отправили в отпуск, откуда он на работу уже не вышел. А 26 мая Путин подписал указ об освобождение Мурова от должности руководителя ФСО.

Еще одной знаковой победой эфэсбэшного клана стала ликвидация ФСКН и увольнение главы антинаркотического ведомства Виктора Иванова - несомненно, тяжеловеса из клана ФСО.

Окрыленный тактической аппаратной победой, эфэсбэшный клан перешел в наступление, посчитав, что под шум, вызванный отставкой Мурова, можно расчистить от ставленников ФСО и центральный аппарат ФСБ, самой заметной фигурой из которых можно считать руководителя управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ генерала Виктора Воронина. Он-то и стал первой жертвой «чистки». По нашим сведениям, еще 11 июня был подписан указ президента об освобождении Воронина от занимаемой должности. В ФСБ стремительно начали расползаться слухи о серьезных кадровых перестановках (подробности в «Новой», № 59 от 3 июня 2016 г.). Предполагалось, что новые руководители появятся не только в управлении «К», но еще в нескольких управлениях СЭБ. Да и сам руководитель СЭБ начал собирать вещи, чтобы освободить кабинет.

Но кадровые перестановки затянулись. Наш источник в ФСО высказал предположение, что эфэсбэшный клан занервничал, не понимая, что происходит, и ко всему прочему совершил роковую ошибку, арестовав Никиту Белых. Офицер ФСО, с которым мы побеседовали, так же как и офицер ФСБ, полагает, что сотрудники чекистского УСБ, «принявшие» губернатора Кировской области, превысили «понятийные полномочия». Прежде всего тем, что не доложили президенту о проведении «оперативного эксперимента» в отношении Никиты Белых. И тем, что тут же «слили» в СМИ информацию о его задержании.

Возможно, это случайное совпадение, но именно после ареста губернатора Кировской области рапорты об увольнении руководителя СЭБ и нескольких управлений этой службы были возвращены «без рассмотрения» тем, кто их написал. Иван Ткачев из 6-го управления УСБ ФСБ, примерявшийся к должности руководителя управления «К», по нашим сведениям, будет назначен лишь 1-м заместителем управления. А возглавит управление - Андрей Егоров, сейчас работающий там 1-м заместителем. Все остальные предполагавшиеся рокировки и отставки, по-видимому, не состоятся.

Владимир Путин подписал указы, которыми переназначил аппарат Совбеза и большую часть глав управлений администрации президента (АП). Советником президента стал глава правительства Чечни Абубакар Эдельгериев. Эксперт не исключил, что это назначение может быть следствием изменения модели поведения федерального центра на Северном Кавказе. Также официально объявлено о назначении советником президента на общественных началах зятя Бориса Ельцина Валентина Юмашева. За 18 лет, которые, как утверждается, он занимает эту должность, его функционал так и не был определен.


Подписанные 22 июня Владимиром Путиным семь указов практически завершают процесс формирования новой АП (осталось назначить только полпредов в федеральных округах). Обновление АП оказалось условным: руководство администрации претерпело лишь незначительные изменения. Свои посты сохранили и все фигуры из силового блока АП. Так, переназначение получил секретарь Совбеза Николай Патрушев, который занимает пост с 2008 года, и его ключевые заместители. По словам источника “Ъ” в руководстве одного из федеральных ведомств, некоторое время назад обсуждалась крупная реформа силовых структур, подразумевающая слияние ФСБ, СВР и ФСО в единое ведомство. В такой конфигурации нынешний директор ФСБ Александр Бортников мог перейти на работу в Совбез, а объединенное силовое ведомство должен был возглавить нынешний глава СВР Сергей Нарышкин. Но, по словам собеседника “Ъ”, реформа не нашла понимания у ряда влиятельных чиновников, в числе которых спецпредставитель президента по вопросам экологии и природоохранной деятельности, экс-глава АП Сергей Иванов: «Победили те, кто считал, что работа разведки и контрразведки должны быть разделены».

Сохранили свои посты и начальники практически всех управлений АП. Андрей Ярин продолжит руководить управлением по внутренней политике (УВП), Андрей Чоботов - управлением по вопросам противодействия коррупции. По сведениям “Ъ”, господина Чоботова лоббировал Сергей Иванов, под началом которого он работал долгие годы. Переназначение получил и глава управления по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. В начале года обсуждался уход господина Федорова из АП, говорили собеседники “Ъ”. Аппаратную поддержку ему мог оказать первый замглавы АП Сергей Кириенко.

Другой соратник господина Кириенко, замглавы УВП Александр Харичев возглавил управление по обеспечению деятельности Госсовета (его курирует господин Кириенко). В УВП господин Харичев отвечал за все выборные региональные кампании, входил в неформальный предвыборный штаб Владимира Путина. Указ президента об оптимизации структуры АП перевел в ведение управления по обеспечению деятельности Госсовета также взаимодействие с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов. Под эти функции, как писал “Ъ” 15 июня , господин Харичев может забрать с собой из УВП референта управления Ольгу Аллилуеву вместе с департаментом информационно-аналитического обеспечения. Госпожа Аллилуева занимается оценкой социально-экономической ситуации в регионах. По сведениям “Ъ”, также она отвечает за расходование средств из резервного фонда президента. Политолог Андрей Колядин говорит, что «роль управления будет возрастать, если версии о создании на базе Госсовета некой новой структуры, которая позволит сохранить влияние Владимира Путина на основные процессы государственного устройства после окончания срока полномочий, окажутся хоть отчасти правдивы». Если же этого не произойдет, то управление будет заниматься тем, чем занималось - организацией заседаний совета, социально-экономическим и политическим мониторингом ситуации в РФ, пояснил эксперт.

Неясной осталось судьба управления по обеспечению конституционных прав граждан. Среди переназначенных глав управлений фамилии его руководителя Дмитрия Жуйкова нет. Господин Жуйков работает в АП с 1997 года, с 2004 - руководит управлением. По сведениям “Ъ”, работу управления курирует глава АП Антон Вайно.

Корпус советников президента пополнил Абубакар Эдельгериев, занимавший до 22 июня должность главы правительства Чечни. Он назначен вместо Александра Бедрицкого и будет курировать вопросы климата. Политолог Ростислав Туровский допускает, что после кадровых перестановок «федеральный центр будет менять модель поведения на Северном Кавказе», а назначение людей из окружения Рамзана Кадырова в Москву - «уступка чеченским элитам», тем более что «все прошлые годы они пытались усилить влияние на Москву». Политолог Аббас Галлямов напоминает, что «Чечня получает деньги из Москвы, и в ситуации уменьшающегося финансового пирога Рамзану Кадырову нужно как можно больше людей, которые будут объяснять московским чиновникам, что чеченскую часть пирога трогать нельзя».

Странно выглядит ситуация с назначением зятя первого президента РФ Бориса Ельцина Валентина Юмашева советником президента на общественных началах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Валентин Юмашев уже 18 лет занимает эту должность и 22 июня был просто переназначен. Почему ранее не публиковались указы о переназначении господина Юмашева и зачем это понадобилось сейчас, господин Песков не объяснил. Сам господин Юмашев сказал ТАСС , что не имеет четко определенного круга вопросов, за которые отвечает в качестве советника: «Если возникают вопросы, по которым востребованы мои опыт и знания, я всегда делаю все, что могу». В 1996 году господин Юмашев работал советником Бориса Ельцина, а с 1997 по 1998 год возглавлял его администрацию. В последнее время его имя фигурировало в основном в связи с акционерными войнами вокруг ГМК «Норильский никель».

Зимой сообщалось , что он может принять участие в очередном конфликте крупнейших акционеров «Норникеля», среди которых «Интеррос» Владимира Потанина (34% акций) и «Русал» Олега Дерипаски (27,8%). Валентин Юмашев участвовал в заключении акционерного соглашения по «Норникелю» в 2012 году - он согласился выступить арбитром, если из числа акционеров выйдет Роман Абрамович.

Софья Самохина, Иван Сафронов, Максим Иванов


Управления администрации президента возглавили:

  • Управление по внутренней политике - Андрей Ярин
  • Управление по научно-образовательной политике - Инна Биленкина
  • Управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами--участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетии - Олег Говорун
  • Канцелярия президента - Александр Голубев
  • Управления протокола президента РФ - Анна Куликова
  • Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи - Андрей Липов
  • Управление по внешней политике - Александр Манжосин
  • Управление по работе с обращениями граждан и организаций - Михаил Михайловский
  • Управление по общественным проектам - Сергей Новиков
  • Управление по государственным наградам - Владимир Осипов
  • Управление информационного и документационного обеспечения - Сергей Осипов
  • Экспертное управление президента - Владимир Симоненко
  • Управление по общественным связям и коммуникациям - Александр Смирнов
  • Управление по вопросам государственной службы и кадров - Антон Федоров
  • Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ - Александр Харичев
  • Управление пресс-службы и информации - Андрей Цыбулин
  • Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами - Владимир Чернов
  • Управление по вопросам противодействия коррупции - Андрей Чоботов