Чувствительность заключается. Чувствительность чувствительный

Урок биологии в 8 классе

УМК: «Биология. Человек». Н. И. Сонин, М. Р. Сапин.

Технологическая карта по теме

Личностные:

    Формирование понимания значимости органов вкуса, обоняния, кожной чувствительности в адаптации организма человека к окружающей среде, воспитание здорового образа жизни.

    Метапредметные:

    развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.

    Предметные: формирование знаний и умений о строении анализаторов вкуса и обоняния, кожной чувствительности.

Тип урока

Комбинированный

Основное содержание темы

Механизм работы кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов.

Термины и понятия

Анализатор, органы вкуса и обоняния, кожная и мышечная чувствительность, рецепторы, чувствительный нейрон

Планируемые результаты

Личностные

Формирование познавательных интересов;

- формирование личностного отношения к изучению материала;

Осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни;

Осознание ценностиздоровья человека.

Метапредметные

Познавательные : общеучебные – владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск, отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование – составлять план ответа; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы, оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Контроль коррекция оценка

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства в дискуссии для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение объяснять свой выбор при работе с одноклассниками и учителем, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Предметные

Ученик должен знать: работу вкусового, обонятельного, осязательного анализаторов;

Ученик должен уметь: давать определения понятиям орган чувств, рецептор, анализатор; называть органы чувств человека, анализаторы; особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов; характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

химия (вещества: кислые, соленые, сладкие, горькие),

физика (ощущение тепла и холода)

Информационный материал : видеофрагменты, раздаточный материал, рисунки учебника.

Демонстрационный материал : таблицы по темам «Вкус и обоняние»

Интерактивный материал : Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина « Биология. Человек» (издательство ООО "Дрофа").

Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения, тестовые задания, кроссворд

коллективная

индивидуальная

парная

Технология изучения темы, направленная на реализацию системно – деятельностного подхода.

I этап. Мотивация к деятельности. Целеполагание

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивировать учащихся к изучению темы «Вкус и обоняние. Внутренняя чувствительность. Чувствительность тела»;

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации;

Проявлять позитивное отношение к процессу.

Работа в группах

Задание для 1 группы

Используя учебник на стр. 101-108 и выданное оборудование определите, где располагается больше рецепторов, воспринимающих кислый и сладкий вкус?

Методика выполнения:

Для этого смочите обернутую ватой спичку в растворе лимонной кислоты и поочередно нанесите капли растворов на середину, корень, кончик и боковые части языка, а затем в растворе сахара. Каков результат ваших наблюдений.

Задание для 2 группы

Используя учебник на стр. 101-108 и выданное оборудование определите, где располагается больше рецепторов, воспринимающих горький и соленый вкус?

Методика выполнения:

Для этого смочите обернутую ватой спичку в растворе горчицы и поочередно нанесите капли растворов на середину, корень, кончик и боковые части языка, а затем в растворе соли. Каков результат ваших наблюдений.

Задание для 3 группы

Используя учебник на стр. 101-108 и выданные кусочки мыла определите их запах. С какими моментами вашей жизни ассоциируются эти запахи?

Задание для 4 группы

Проделайте опыт вдвоем с товарищем. Испытуемому закройте глаза. Возьмите циркуль и линейку с миллиметровыми делениями. Прикасайтесь раздвинутыми ножками циркуля к разным участкам кожи тела (конец пальца, тыльные стороны кисти, ладонь, затылок) и определите, на какое расстояние нужно раздвинуть ножки циркуля, чтобы получить ощущение не одного прикосновения, а двух. Расстояние между ножками измеряйте по линейке. Используя учебник на стр. 101-108 ответьте на вопрос: почему опыт проводится с закрытыми глазами и какие ощущения образуются при раздражении осязательных рецепторов?

Целеполагание

Формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

РУУД : целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

ПУУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А Знание

Познакомить с работой вкусового, обонятельного анализаторов;

Ввести понятия обонятельные рецепторные клетки,

Просмотр презентации «Вкус и обоняние. Внутренняя чувствительность. Чувствительность тела» или видеофрагмента «Вкус и обоняние»

Работа с текстом учебника с использованием методики «Пометки на полях»

Предметные

Ученики знакомятся с работой вкусового и обонятельного анализаторов, выделяют основные понятия по теме: обонятельные рецепторные клетки,

обонятельные волоски, вкусовые сосочки, вкусовые почки.

Блок Б Смысловое чтение

Работа с информационным текстом по осмыслению чтения

Прочитайте текст «Мышечная и кожная чувствительность» (см. Приложение 1 к уроку 25).

ЛУУД: личностная мотивация учебной деятельности.

ПУУД: использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования.

РУУД: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

КУУД: учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цели деятельности

Групповая и парная работа с диагностическими материалами

Результат деятельности

- Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Решение теста (см. Приложение 2 к уроку 36) или решение кроссворда (см. Приложение 3 к уроку 36). Тестирование на презентации

Задание для уч-ся:

Предложите ученикам разработать критерии оценивания по правильным ответам и оценить данную работу по предложенным критериям.

РУУД:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

IV этап. Рефлексивная деятельность.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

научить школьников:

Соотносить полученный результат с поставленной целью;

Оценивать результат своей деятельности;

Оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I . Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я...

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

У меня получилось…

Я смог…

Меня удивило…

II . Задание на самооценку.

С помощью смайликов

«Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить».

ПУУД : общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

КУУД : умение выражать свои мысли.

РУУД: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Домашнее задание:

Для всех учащихся

1. § « Вкус и обоняние. Внутренняя чувствительность. Чувствительность тела»

2. Задания рабочей тетради по параграфу

По выбору:

1.Вопросы для повторения и задания 1-3 стр. 107

2. Работа с компьютером.

Продвинутая группа:

1.ПВ* 4-6, стр. 107 (на выбор).

Приложение 1

Текст «Мышечная и кожная чувствительность»

Внимательно п рочитайте текст, осмысливая его содержание, останавливаясь на значке \ , выполните задания 1-3.

Мышечное чувство. В стенках мышц и сухожилий находятся рецепторы, регистрирующие растяжение и степень сокращения мышц. Они постоянно посылают в мозг нервные импульсы, соответствующие положению мышцы. Более того, человеку достаточно представить будущее движение, как рецепторы определяют, на какую величину мышца должна сократиться, чтобы это движение осуществилось. \ В начале приобретения спортивного или трудового навыка, человек вынужден контролировать зрением каждое свое движение. После того, как навык выработан, надобность в зрительном контроле отпадает. Например, машинистка печатает «слепым» методом, пианист не смотрит на клавиши перед тем, как взять аккорд. Контроль мозга за этими движениями становится автоматическим. Он возможен благодаря мышечному чувству. \ Зона коры большого мозга, воспринимающая нервные импульсы от мышц, находится в одной из извилин его теменных долей. Управление произвольными движениями осуществляется нервными клетками, расположенными в лобных долях мозга. \

Кожная чувствительность . Кожная чувствительность слагается из нескольких анализаторов. Тактильное чувство связано с анализаторами, воспринимающими прикосновение и давление. \ На основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых, ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Осязание – сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов. В нем участвуют тактильные ощущения. Вместе с температурными и мышечными ощущениями они могут давать информацию о размерах, форме, шероховатости, плотности, а также о некоторых других свойствах предмета, важных для его преодоления. \ В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление, боль. Благодаря рецепторам, находящимся в мышцах и коже, человек определяет размеры, плотность, форму предметов. Особенно много рецепторов на кончиках пальцев.

Задание 1. Что такое «осязание»? (Из предложенных ответов выберите один верный)

А.Совокупность нервных структур, воспринимающих и анализирующих химические раздражители, присутствующие в окружающей среде.

Б. Сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов.

В. Орган вкуса, воспринимающий химическое раздражение.

Задание 2. Связав данный текст с изученным материалом,нарисуйте схему передачи нервного импульса от мышц к большим полушариям головного мозга.

Задание 3. На основе текста сделайте вывод о том, какое значение имеет тактильное чувство для слепоглухонемых.

Задание 4. Почему перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его во всех деталях и нужной последовательности?

Эталоны ответов и критерии оценивания текста « Мышечная и кожная чувствительность »

Задание 1.

Деятельность: Выявление информации в тексте и сопоставление её с предложенными вариантами ответов.

Ответ: Б

1 балл – правильный ответ.

Комментарии: В тексте есть указание на то, что « Осязание – сложное чувство, связанное с ощупыванием предметов».

Задание 2.

Деятельность: перевод одной формы текста (словесной) в другую (схему)

Ответ: рецептор – проводник – кора больших полушарий головного мозга

1 балл - допущены ошибки в последовательности передачи нервного импульса.

2 балла - правильно составлена схема передачи нервного импульса.

Комментарии: правильно составлена схема передачи нервного импульса

Задание 3.

Деятельность: Анализ текста и предыдущих заданий и формулировка вывода или обобщение полученной информации.

Ответ: на основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых, ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

1 балл –в ответе содержится формулировка о том, что тактильные ощущения заменяют слух, но не указано развитие вибрационного чувства.

2 балла- при правильном ответе с обоснованием.

Комментарии: в тексте есть предложения, в котором говорится, что на основе тактильных ощущений может быть развито вибрационное чувство, то есть способность распознавать и оценивать вибрацию (колебания). Для здоровых людей оно имеет небольшое значение, но для слепоглухонемых, ощущение вибрации становится одним из возможных способов замены слуха.

Задание 4.

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Перед выполнением сложного действия важно мысленно представить его, так как, когда человек представляет будущее движение, рецепторы мышц и сухожилий определяют необходимую величину сокращения мышц, которые будут участвовать в выполнении данного действия

1 балл - правильный ответ, но без обоснования

Чувствительность - это способность живого организма реагировать на различного рода раздражения, исходящие из внешней или внутренней среды. Исследование чувствительности занимает большое место в определении состояния нервной системы организма. Вместе с тем проблема чувствительности имеет огромное теоретическое, философское значение, связана с теорией познания. Посредством лежащих в основе чувствительности ощущений, возникающих в результате воздействия на организм различных раздражений, происходит познание окружающего мира, что было сформулировано в гениальных высказываниях В. И. Ленина, подчеркнувшего, что «... ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.» (В. И. Ленин, Собр. соч., изд. 5, т. 18, стр. 46.)

Для понимания физиологических механизмов чувствительности особое значение имеет учение об анализаторе (см.), в котором различают периферический отдел - рецепторный аппарат, проводниковый и мозговой отделы, в основном корковый конец анализатора. В основе чувствительности лежит динамическое взаимодействие различных звеньев системы того или иного анализатора. В его периферическом конечном органе, так называемом рецепторе (см.), зарождается импульс, распространяющийся в ЦНС.

Основное биологическое значение рецепторных приборов заключается в том, что они способны отвечать возникновением возбуждения при действии раздражителей, являясь источником соответствующих ощущений - болевого, тактильного, температурного и т. д. Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражения, Задающие на рецептор, обладали достаточной интенсивностью. Минимальная сила раздражения, способная вызвать ощущение, называется пороговой силой, порогом. Чем выше интенсивность и больше продолжительность раздражения, тем быстрее преодолевается порог, тем интенсивнее ощущение. Возбудимость рецептора определяется не только абсолютной интенсивностью раздражения, но и количеством одновременно раздражаемых рецепторов или качеством повторных их раздражений - закон суммации рецепторных раздражений. С другой стороны, возбудимость рецептора и его порог зависят и от влияния ЦНС, а также от симпатической иннервации. В норме высота порога различных рецепторов не одинакова.

Для правильного и объективного анализа чувствительного раздражения и в том числе той его части, которая не имеет эквивалента в виде ощущения, огромное значение имеет возможность регистрации электрических потенциалов, сопровождающих появление импульсов в рецепторном аппарате в связи с соответствующим раздражением.

Рецепторы в зависимости от их расположения делят на сомато- и висцерорецепторы. К первым относятся экстерорецепторы, которые подразделяют на дистансрецепторы, воспринимающие раздражение на расстоянии (например, зрительные, слуховые и др.), контактрецепторы, воспринимающие раздражение при непосредственном контакте с внешним предметом и располагающиеся в коже и слизистых оболочках, и проприорецепторы - в глубоких тканях (мышцах, сухожилиях, суставах), а также в ушных лабиринтах. Висцерорецепторы - конечные чувствительные аппараты различных висцеральных органов, сосудов и пр. Гистологические исследования показывают своеобразие и сложность структуры конечных чувствительных аппаратов. Эти особенности периферического рецепторного аппарата послужили исходными моментами для клинической классификации чувствительности.

В основе этой классификации большинство авторов отмечает качество, характер раздражения (укол, тепло, прикосновение и пр.), связанные с этим раздражением субъективные ощущения (боль и пр.), область воздействия раздражения (кожа, мышцы и пр.). Соответственно этому различают отдельные виды 4.1. Кожная, или экстероцептивная, поверхностная чувствительность - болевая, тактильная, температурная (тепловая и холодовая). Разновидности этих видов чувствительности: электрокожная - ощущения, вызываемые различными видами электрического тока; чувство зуда - разновидность тактильной чувствительности; чувство влажности - гигрестезия (в ее основе лежит сочетание тактильного ощущения с температурным). 2. Проприоцептивная, глубокая, чувствительность - батиэстезия. Сюда относятся мышечно-суставная чувствительность или чувствительность положения тела в пространстве; вибрационная - паллестезия; чувство давления - барестезия. 3. Интероцептивная, вегетативно-висцеральная, охватывающая чувствительность внутренних органов, сосудов и т. д. Отдельно выделяют сложные виды чувствительности, где преобладают более сложные анализаторные процессы - дискриминационная, двухмерно-пространственная, стереогноз. По классификации Геда (см. Геда зоны), всю чувствительность следует делить на протопатическую, связанную со зрительным бугром,- более примитивную, древнюю, и эпикритическую - более новую, более сложную, определяемую корой головного мозга. Положения Геда не подтверждаются современными данными, хотя указанные термины находят применение в клинике.

Специфическая дифференциация чувствительности связана со структурно-физиологическими особенностями периферического нервного волокна. Возникающие в рецепторном аппарате чувствительные импульсы проводятся различными по структуре волокнами с различной скоростью в зависимости от выраженности миелинового слоя и разной частоты отмечаемых при этом колебаний электрических потенциалов. Структурно-физиологические различия отражают и разное функциональное значение нервных волокон. Так, волокна группы А с толстой миелиновой оболочкой, несущие быстрые импульсы, проводят глубокую и тактильную чувствительность. Волокна группы В с тонкой миелиновой оболочкой, с более медленными импульсами, проводят болевую, температурную и тактильную чувствительность и безмиелиновые волокна С, медленно проводящие импульсы,- диффузную нелокализованную боль.

Все импульсы, возникающие в периферическом аппарате общей чувствительности, попадают в основном через задние корешки спинного мозга в ЦНС, где и возникают ощущения. Возникновение любого ощущения определяется процессом афферентации, распространения специфического импульса от соответствующего рецептора по определенным проводящим путям. В ответ на то или иное раздражение активируются все отделы соответствующего анализатора и обычное ощущение соответственно виду чувствительности всегда представляет результат сложного взаимодействия различных механизмов вплоть до корковых, которые и определяют, по И. П. Павлову, анализ и синтез поступивших импульсов. Большое значение для правильного понимания центральных механизмов чувствительности имеет учет ее разносторонних взаимодействий с ретикулярной формацией, этой своеобразной восходящей, активирующей, так называемой неспецифической системой головного мозга. Важно, что ретикулярная формация оказывает и нисходящие регулирующие влияния на периферический рецепторный аппарат и процесс афферентации в чувствительных путях. Таким образом, чувствительность, которая ранее рассматривалась лишь как результат односторонней афферентации, пассивного проведения рецепторного возбуждения в центральном направлении, выступает как сложная система с двойными связями, с активным воздействием на потоки чувствительных импульсов и постоянной регуляцией уровня возбудимости различных локализационных звеньев чувствительности через облегчающие и тормозящие влияния. Все эти данные создают определенные предпосылки и для правильной оценки корково-подкорковых взаимоотношений в механизме чувствительности.

Чувствительность - свойство живого организма, выражающееся в восприятии раздражений из внешней среды и из собственных тканей и органов. Различают экстероцептивную чувствительность (поверхностную), проприоцептивную чувствительность (глубокую) и интероцептивную, или вегетативно-висцеральную, чувствительность (от внутренних органов, сосудов и т. д.). Различают также сложные виды чувствительности (стереогноз и др.). Восприятие раздражений у человека существует лишь при условии неразрывной связи рецептора, т. е. периферической части чувствительного анализатора (см.), с его корковым отделом. Связь между этими отделами анализатора идет через трехзвеньевую цепь нейронов.

В зависимости от того, в каком из нейронов произойдет нарушение, клинически будет наблюдаться тот или иной тип расстройства чувствительности, по характеру которого и строится диагностика повреждения. Для такого определения необходимо знать анатомический ход чувствительных проводящих путей и распределение периферических нейронов.

Каждый сегмент спинного мозга связан через задние корешки со строго соответствующим ему кожным сегментом. Раздражения от кожных сегментов идут по разным периферическим нервам (например, шейно-плечевое и пояснично-крестцовое сплетение), поэтому при поражении задних корешков картина выпадений чувствительности отличается от выпадений чувствительности, наблюдаемых при поражении периферических нервов (рис.). Это дает право говорить о расстройстве чувствительности по периферическому и корешковому типу, т. е. о блокаде нервных импульсов в стволе периферического нерва или в том или ином заднем корешке спинного мозга, что отмечается при неврите, . С корешковым типом выпадения чувствительности территориально совпадает и сегментарный тип выпадения чувствительности при поражении заднего рога какого-либо сегмента спинного мозга. Однако качественно они различны, так как при сегментарном типе выпадает чувствительность по диссоциированному типу, т. е. только болевая и температурная чувствительность, и сохраняется глубокая чувствительность. Это объясняется тем, что волокна заднего корешка при входе в разъединяются. Волокна, по которым передаются импульсы от мышц и суставов, не заходя в задний рог, по задним столбам идут вверх, чтобы на уровне продолговатого мозга переключиться на второй нейрон, совершающий переход на противоположную сторону и доходящий до зрительного бугра, откуда уже третий нейрон доносит импульс до задней и передней центральных извилин больших полушарий головного мозга. Таким образом, глубокая чувствительность передается по задним столбам одноименной стороны. Заднекорешковые волокна, по которым передается болевая и температурная чувствительность, заходят в желатинозную роландову субстанцию заднего рога того же сегмента спинного мозга, где переключаются на второй нейрон, который, поднимаясь вверх, переходит впереди центрального канала спинного мозга на противоположную сторону и идет по боковому столбу спинного мозга, образуя спино-таламический путь, доходит до зрительного бугра, и затем в составе третьего нейрона импульсы достигают задней центральной извилины, т. е. корковой части кожного анализатора. Таким образом, сегментарный тип расстройства чувствительности, или иначе заднероговой тип расстройства чувствительности, будет выявляться в тех случаях, когда у больного на определенных кожных сегментах выпадает болевая и температурная чувствительность, а глубокая не нарушается. Так, например, при (см.) хорошо известны такие участки выпадения чувствительности в виде куртки или полукуртки, причем у больных в этих участках тела часто имеются следы полученных ранее безболезненных ожогов.

Страницы: 1

Чувствительность-способность организма реагировать на сигналы из внешней среды, собственных органов и тканей. Раздражение воспринимается рецепторами. Рецептор-это датчик, расположенный в коже, сл.оболочках, мышцах, связках, внутрен. орг. и системах.3 вида рецепторов:1)экстерорецепторы-воспринимают болевые, температурные и тактильные раздражения кожи и слизистых; 2)проприорецепторы-дают информацию о взаиморасположении частей тела. Расположены в апорно-двигательном аппарате.;3)интерорецепторы-реагируют на давление и хим. с-в крови и содержимого ЖКТ. Распол. во внутренних органах и системах. Виды общей чувствительности:1)поверхностная(болевая, температурная, тактильная); 2)глубокая(мышечно-суставная, вибрационная, давления, массы);3)сложные виды чувствительности(двухмерно-пространственная);4)интероцептивная(сосудов и внутренних органов).

Строение проводящих путей чувствительности: чувсвительные импульсы проводятся переферическими нервами. Эти нервы за исключением межреберных образуют сплетения: шейно-плечевое, пояснично-кресцовое. Клетки первых нейронов всех видов чувствительности расположены межпозвоночном узле. Их дендриты в составе переферических нервов следуют к рецепторам туловища и конечностей. Аксоны первых нейронов идут к спинному мозгу в составе заднего корешка. В спином мозге волокна различных видов чувствительности расходятся. Проводники глубокой чувствительности входят в задний канатик спинного мозга своей стороной, поднимаются до продолговатого мозга и заканчиваются на клетках второго нейрона. Аксон второго нейрона переходит на противоположную сторону и поднимается к таламусу, где расположен третий нейрон. Проводники поверхностной чувствительности в составе заднего корешка вступают в задний рог спинного мозга, где расположен второй нейрон. Аксон второго нейрона переходит на противоположную сторону и поднимается в боковом канатике до таламуса. Начиная с таламуса проводящие пути глубокой поверхностной чувствительности общие- аксон их 3 нейрона оканчивается в задней центральной извилине. Проекционные зоны задней центральной извилины по локализации и занимаемой площади соответствуют передней центральной извилине: в ее верхней части- нога и туловище, в средней- рука, в нижней лицо и голова.

7.Синдромы чувствительных расстройств, их диагностическое значение.

Основные виды расстройств чувствительности:

1)анестезия- полная утрата того или иного вида чувствительности(тактильная, болевая, температурная);

2)гипестезия- снижение чувствительности, уменьшение интенсивности ощущений;

3)гиперестезия- повышение чувствительности к различным видам раздражителей;

4)гиперпатия- извращенная чувствительность, хар-ся повышением порога восприятия;

5)парестезия- ощущения «ползанья мурашек», жжения, онемения, к-ые возникают самопроизвольно без нанесения раздражения;

6)дизестезия- извращенное восприятие раздражения, при котором ощущение не соответствует раздражаемому рецептору;

7)боли- наиболее частое проявление раздражения чувствительных нейронов.

По характеру: ноющие, тупые, стреляющие. Синдромы поражения чувствительных путей:

1)переферический- при поражении переферических нервов и нервных сплетений. Проявляется гипестезией или анестезией всех видов чувствительности в зоне иннервации нерва или сплетения;

2)сегментарный- при поражении задних корешков, задних рогов или чувствительных ядер черепных нервов.

3)проводниковый- возникает ниже очага поражения путей чувствительности в головном и спином мозге.

Чувствительность (sensibilitas) - способность организма воспринимать различные раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них.

В основе Ч. лежат процессы рецепции, биологическое значение которых заключается в восприятии действующих на организм раздражений, трансформации их в процессы возбуждения , являющиеся источником соответствующих ощущений (болевых, температурных, световых, слуховых и т.п.). Субъективно переживаемое ощущение появляется при пороговом раздражении определенных рецепторов . В тех случаях, когда приходящее от рецепторов в ц.н.с. возбуждение ниже порога ощущения, оно не вызывает того или иного ощущения, однако может приводить к определенным рефлекторным реакциям организма (вегетативно-сосудистым и др.).

Для понимания физиологических механизмов Ч. особое значение имеет учение И.П. Павлова об анализаторах . В результате деятельности всех звеньев анализатора осуществляются тонкий анализ и синтез действующих на организм раздражений.При этом происходит не только передача импульсов с рецепторов в центральный отдел анализатора, но и сложный процесс обратной (эфферентной) регуляции чувствительного восприятия (см. Саморегуляция физиологических функций ). Возбудимость рецепторного аппарата определяется как абсолютной интенсивностью раздражения, так и количеством одновременно раздражаемых рецепторов или качеством повторных их раздражений - закон суммации рецепторных раздражений. Порог возбудимости рецептора зависит от влияния ц.н.с. и симпатической иннервации.

Сенсорные импульсы из периферического рецепторного аппарата достигают коры головного мозга по специфическим проводящим путям и по неспецифическим проводящим системам ретикулярной формации Неспецифические афферентные импульсы проходят по спиноретикулярному пути, который на уровне ствола головного мозга имеет связи с клетками ретикулярной формации. Активирующая и тормозящая системы ретикулярной формации (см. Функциональные системы ) осуществляют регуляцию афферентных импульсов, участвуют в отборе информации, идущей с периферии в высшие отделы системы Ч., пропуская одни импульсы и блокируя другие.

Различают общую и специальную Ч. Общую Ч. разделяют на экстероцептивную, проприоцептивную и интероцептивную. К экстероцептивной (поверхностной, кожной) относятся болевая, температурная (тепловая и холодовая) и тактильная Ч. (осязание) с их разновидностями (например, электрокожная - ощущения, вызываемые различными видами электрического тока; чувство влажности - гигрестезия, в ее основе лежит сочетание тактильного ощущения с температурным; чувство а - вариант тактильной Ч. и др.).

К проприоцептивной (глубокой) Ч. - батиэстезии относится мышечно-суставная Ч. (чувство положения тела и его частей в пространстве), вибрационная (паллестезия), чувство давления (барестезия). К интероцептивной (вегетативно-висцеральной) относится Ч., связанная с рецепторным аппаратом во внутренних органах и сосудах. Выделяют также сложные виды чувствительности: двухмерно-пространственное чувство, локализационную, дискриминационную Ч., стереогнозис и др.

Общую чувствительность английский невролог Гед (Н. Head) предложил разделять на протопатическую и эпикритическую. Протопатическая Ч. филогенетически более древняя, связана со зрительным бугром, служит для восприятия ноцицептивных раздражении, угрожающих организму разрушением тканей или даже гибелью (например, восприятие сильных болевых раздражении, резких температурных воздействий и т.п.). Эпикритическая Ч., филогенетически более молодая, не связана с восприятием повреждающих воздействий. Она дает возможность организму ориентироваться в окружающей среде, воспринимать слабые раздражения, на которые организм может отвечать реакцией выбора (произвольным двигательным актом). К эпикритической Ч. относят тактильную, восприятие невысоких колебаний температур (от 27 до 35°), чувство локализации раздражении, их различие (дискриминацию) и мышечно-суставное чувство. Понижение или выпадение функции эпикритической Ч. приводит к растормаживанию функции системы протопатической Ч. и делает восприятие ноцицептивных раздражении необычно сильными. При этом болевые и температурные раздражения воспринимают как особенно неприятные, они становятся более диффузными, разлитыми и не поддаются точной локализации, что обозначается термином «гиперпатия».

Специальная Ч. связана с функцией органов чувств. К ней относят зрение , слух , обоняние , вкус , равновесие тела . Вкусовая Ч. связана с контактными рецепторами, остальные виды - с дистантными рецепторами.

Дифференциация Ч. связана со структурно-физиологическими особенностями периферического чувствительного нейрона - его рецептором и дендритом. В норме на 1 см 2 кожи в среднем имеется 100-200 болевых, 20-25 тактильных, 12-15 холодовых и 1-2 тепловых рецептора. Периферические чувствительные нервные волокна (дендриты клеток спинномозгового узла, тройничного узла, яремного узла и др.) проводят импульсы возбуждения с различной скоростью в зависимости от толщины их миелинового слоя. Волокна группы А, покрытые толстым слоем миелина, проводят афферентный импульс со скоростью 12-120 м/с ; волокна группы В, имеющие тонкий миелиновый слой, приводят импульсы со скоростью 3-14 м/с ; волокна группы С - безмиелиновые (имеют только один слой миелина) - со скоростью 1-2 м/с . Волокна группы А служат для проведения импульсов тактильной и глубокой Ч., однако могут проводить и болевые раздражения. Волокна группы В проводят болевые и тактильные раздражения. Волокна группы С являются проводниками в основном болевых раздражений.

Тела первых нейронов всех видов Ч. находятся в спинномозговых ганглиях (рис. 1 ) и в узлах чувствительных черепных нервов . Аксоны этих нейронов в составе задних корешков спинномозговых нервов и чувствительных корешков соответствующих черепных нервов входят в спинной мозг и ствол мозга, образуя две группы волокон. Короткие волокна заканчиваются синапсом у клеток заднего рога спинного мозга (их аналог в стволе мозга - нисходящее ядро спинального тракта тройничного нерва), являющихся вторым чувствительным нейроном. Аксоны большинства этих нейронов, поднявшись на 2-3 сегмента, переходят через переднюю белую спайку в боковой канатик противоположной стороны спинного мозга и идут вверх в составе латерального спиноталамического тракта, заканчиваясь синапсом у клеток специфических вентролатеральных ядер таламуса. По этим волокнам проводятся импульсы болевой и температурной Ч. Другая часть волокон спиноталамического пути, проходящих наиболее простые виды тактильной чувствительности (осязание, волосковая чувствительность и др.), располагается в переднем канатике спинного мозга и составляет передний спиноталамический тракт, доходящий также до таламуса. От клеток ядер таламуса (третьи чувствительные нейроны) аксоны, формируя заднюю треть заднего бедра внутренней капсулы, доходят до чувствительных нейронов коры большого мозга (задняя центральная извилина и теменная доля).

Группа длинных волокон из заднего корешка не прерываясь проходит в задний канатик той же стороны, образуя тонкий и клиновидный пучки. В составе этих пучков аксоны, не перекрещиваясь, поднимаются до продолговатого мозга, где и заканчиваются в одноименных ядрах - в тонком и клиновидном ядрах. Тонкий пучок (Голля) содержит волокна, проводящие Ч. из нижней половины тела, клиновидный пучок (Бурдаха) - из верхней половины тела. Аксоны клеток тонкого и клиновидного ядер переходят на уровне продолговатого мозга на противоположную сторону - верхний чувствительный перекрест медиальных петель. После этого перекреста в шве волокна медиальной петли идут вверх в задней части (покрышке) моста и среднего мозга и вместе с волокнами спиноталамического тракта подходят к вентролатеральному ядру таламуса. Волокна от тонкого ядра подходят к клеткам, расположенным латерально, а из клиновидного ядра - к более медиальным группам клеток. Сюда же подходят и аксоны чувствительных клеток ядер тройничного нерва. От нейронов ядер таламуса аксоны проходят через заднюю треть заднего бедра внутренней капсулы и лучистый венец, заканчиваясь у клеток коры постцентральной извилины (поля 1, 2, 3), верхней теменной дольки (поля 5 и 7) полушарий головного мозга. По этим длинным волокнам осуществляется проведение мышечно-суставной, вибрационной, сложных видов тактильной, двухмерно-пространственной, дискриминационной Ч., чувства давления, стереогноза - от рецепторов одноименной половины тела до продолговатого мозга. Выше продолговатого мозга они вновь соединяются с проводниками болевой и температурной чувствительности соответствующей стороны тела.

Методы исследования чувствительности разделяют на субъективные и объективные. Субъективные методы основаны на психофизиологическом изучении ощущения (абсолютные и дифференциальные пороги Ч.

). Клиническое исследование Ч. (см. Обследование больного , неврологическое обследование) надо проводить в теплом и тихом помещении. Чтобы лучше сосредоточиться на восприятии и анализе ощущений, больной должен лежать с закрытыми глазами. Результаты исследования Ч. зависят от реакции больного, его внимания, сохранности сознания и др.

Болевую чувствительность исследуют уколом булавки или другим острым предметом;температурную - прикосновением к коже пробирками, наполненными прохладной (не выше 25°) и горячей (40-50°) водой. Более точно температурную Ч. можно исследовать с помощью термоэстезиометра, а болевую - алгезиметром Рудзита. Пороговую характеристику болевой и тактильной чувствительности можно получить при исследовании градуированными щетинками и волосками по методу Фрея. Тактильную Ч. исследуют легким прикосновением к коже кисточкой, кусочками ваты, мягкой бумажкой и др. Дискриминационную Ч. исследуют циркулем Вебера. В норме два раздельных раздражения на ладонной поверхности пальцев руки воспринимаются при удалении одного от другого на 2 мм , на ладонной поверхности кисти это расстояние достигает 6-10 мм , на предплечье и тыльной поверхности стопы - 40 мм , а на спине и бедрах - 65-67 мм .

Мышечно-суставное чувство исследуют в положении больного лежа, обязательно с закрытыми глазами. Врач производит нерезкое пассивное движение в отдельных мелких или крупных суставах - сгибание, разгибание, отведение, приведение и т.п. Обследуемый должен определить направление, объем и характер этих движений. Можно использовать кинестезиометр. При выраженном нарушении мышечно-суставного чувства появляется сенситивная атаксия .

Чувство давления определяют по способности отличать давление от легкого прикосновения, а также улавливать разницу в степени проводимого давления. Исследование выполняют с помощью барестезиометра - пружинного аппарата со шкалой интенсивности давления, выраженного в граммах. В норме человек различает увеличение или уменьшение давления на руке на 1 / 10 - 1 / 20 часть первоначального давления.

Вибрационную Ч. исследуют камертоном 64-128 Гц . Ножку звучащего камертона ставят на выступы кости (лодыжки, предплечья, гребень подвздошной кости и др.). В норме на лодыжках ощущение вибрации продолжается 8-10 с , на предплечье - 11-12 с .

Способность узнавания двухмерных раздражений исследуют, предлагая больному определить при закрытых глазах цифры, буквы и фигуры, которые врач чертит карандашом или тупым концом булавки на коже исследуемого.

Стереогностическое чувство определяется по возможности узнать монеты, карандаш, ключ и т.п. при их ощупывании с закрытыми глазами. Исследуемый оценивает форму, консистенцию, температуру, характер поверхности, примерную массу и прочие качества предмета. Сложный акт стереогнозиса связан с ассоциативной деятельностью головного мозга. При поражении общих видов чувствительности такое узнавание невозможно - вторичный астереогноз (псевдоастереогноз). Первичный астереогноз бывает при расстройстве высших мозговых (корковых) функций - гнозиса (см. Агнозия ).

Нарушения чувствительности часто наблюдаются при различных заболеваниях нервной системы и, как правило, используются для уточнения тонического диагноза, а также для контроля за динамикой патологического процесса под влиянием лечения больного. Различают количественные и качественные нарушения Ч. Количественными являются уменьшение интенсивности ощущения - гипестезия или полная утрата Ч. - анестезия. Это относится ко всем видам Ч., гипалгезия, аналгезия - понижение или отсутствие болевой Ч., термогипестезия, термоанестезия - понижение или отсутствие температурной Ч., топогипестезия, топанестезия - снижение или утрата способности локализовать раздражения и др. Повышение Ч. - гиперестезия связана со снижением порога восприятия того или иного раздражения. К качественным нарушениям Ч. относится извращение восприятия внешних раздражений, например: возникновение ощущения боли при холодовом или тепловом раздражении - термалгия, ощущение большей величины ощупываемого предмета - макроестезия, ощущение множества предметов вместо одного - полиестезия, ощущение боли в другой зоне по отношению к месту укола - синалгия, ощущение раздражения не в месте его нанесения - аллоестезия, ощущение раздражения в симметричном участке с другой стороны - аллохейрия,

неадекватное восприятие различных раздражений - дизестезия. Особую форму качественного изменения Ч. представляет гиперпатия - своеобразное болезненное восприятие различных резких раздражений. При гиперпатии повышается порог возбудимости (легкие раздражения воспринимаются в зоне гиперпатии менее ясно, чем в норме, а интенсивные раздражения - резко болезненны, крайне неприятны, мучительны), раздражения плохо локализуются больным, отмечается длительное их последействие.

К расстройствам Ч. относят парестезии - не связанные с каким-либо внешним воздействием разнообразные ощущения - бегание мурашек, онемения, покалывания, одеревенения участков кожи, боли в корнях волос (трихалгия), ощущение влажности кожи, движения по ней капель жидкости (гигропарестезия). Особенно часто разнообразные парестезии наблюдаются при спинной сухотке , фуникулярном миелозе и других заболеваниях нервной системы, при которых в процесс вовлекаются задние канатики спинного мозга и задние корешки.

К симптомам раздражения чувствительных проводников относится боль, в т.ч. в ампутированных конечностях (см. Фантомные ощущения ) и при каузалгии , часто сочетающейся с симптомом гигромании (влечение к влажному).

В зависимости от локализации патологического процесса в нервной системе наблюдаются различные типы расстройств Ч. При поражении рецепторного аппарата наблюдается локальная гипестезия вследствие уменьшения количества рецепторных точек, а также изменения пороговых характеристик разных видов Ч. (повышение или понижение порога болевой, тактильной и других видов Ч.).

При поражении чувствительного нерва обнаруживают две зоны нарушения: анестезию в зоне автономной иннервации данного нерва и гипестезию с гиперпатией в зоне смешанной иннервации (перекрытие зон иннервации с другим нервом). Отмечается несовпадение зон нарушения различных видов Ч.: наибольшую поверхность занимает участок с нарушением температурной Ч., затем тактильной и меньше всего - участок нарушения болевой Ч. При восстановлении функции поврежденного нерва имеется определенная последовательность возврата чувствительности: вначале восстанавливается протопатическая Ч., становится возможным различение относительно высокой температуры (выше 37°) и низкой (ниже 20°), уколы воспринимаются как чрезвычайно неприятные, диффузные, долго сохраняющиеся ощущения. Позже (примерно спустя 1 год) восстанавливается тактильная чувствительность, возможность различать температуру от 26 до 37°, в это же время исчезает ошибка локализации и повышенная реакция на болевые раздражения (закон Геда - Шеррена). При поражении периферического нерва нарушаются все виды чувствительности (см. Невриты ). Для множественного симметричного поражения периферических нервов конечностей (см. Полиневропатии ) характерно нарушение всех видов Ч. по полиневритическому или дистальному типу - в форме перчаток на руках и чулок (носков) на ногах (рис. 2 ).

При поражении задних корешков расстройства всех видов Ч. локализуются в соответствующем дерматоме (рис. 3 ). При вирусном поражении спинномозгового узла и чувствительного корешка парестезии и гипестезия сочетаются с герпетическими высыпаниями в том же дерматоме (см. Ганглионит ).

При поражении всего поперечника спинного мозга развивается проводниковая параанестезия всех видов с верхней границей, которая указывает на уровень повреждения спинного мозга (рис. 4 ). При локализации патологического очага выше шейного утолщения спинного мозга возникает анестезия верхних и нижних конечностей, туловища. Это сочетается с центральным тетрапарезом, нарушением функции тазовых органов (см. Спинной мозг ). Патологический очаг на уровне верхних грудных сегментов проявляется анестезией на туловище и нижних конечностях, центральным нижним парапарезом, расстройством функции тазовых органов. При поражении поясничных сегментов спинного мозга проводниковая анестезия захватывает нижние конечности и аногенитальную зону.

Избирательное поражение задних канатиков (пучка Голля и Бурдаха) спинного мозга вызывает на стороне очага расстройство мышечно-суставной, вибрационной и тактильной чувствительности, сопровождаясь сенситивной атаксией. Поражение бокового канатика спинного мозга на одной стороне сопровождается проводниковой анестезией (гипестезией) на противоположной очагу стороне тела,

начиная с уровня на 2-3 сегмента ниже уровня поражения. Если очаг разрушает половину поперечника спинного мозга (правую или левую), то развивается Броун - Секара синдром. Патологический очаг в заднем роге спинного мозга вызывает диссоциированное нарушение чувствительности в соответствующем дерматоме (сегментарная анестезия); выпадают только болевая и температурная Ч. при сохранности мышечно-суставной и тактильной. Сегментарная анестезия характерна для сирингомиелии , миелоишемии и интрамедуллярной опухоли. Разрушение передней (белой) спайки спинного мозга проявляется диссоциированной анестезией в нескольких дерматомах на обеих сторонах с приблизительным совпадением уровней очага и дерматомов.

При избирательном поражении ядра спинномозгового пути тройничного нерва в продолговатом мозге (при сирингобульбии) диссоциированная анестезия наблюдается на одноименной половине лица (см. Черепные нервы ). В случаях поражения одной половины продолговатого мозга развивается альтернирующая гемианестезия (рис. 5 ). Разрушение покрышки моста или ножки мозга вызывает гемианестезию на противоположной половине тела в сочетании с альтернирующими двигательными расстройствами - синдромами Вебера, Раймона - Сестана и др. (см. Альтернирующие синдромы ).

Патология таламуса обусловливает синдром Дежерина - Русси, при котором снижаются или исчезают все виды Ч. на противоположной очагу половине тела, развивается сенситивная атаксия и умеренный гемипарез в этих же конечностях, контралатеральная гемианопсия . Характерным для поражения таламуса является гиперпатия и центральная боль на фоне гипестезии на всей половине тела. Таламическая боль всегда очень интенсивная, диффузная, жгучая и резистентная к анальгетическим средствам.

При поражении заднего бедра внутренней капсулы развивается так называемая капсулярная гемианестезия на противоположной очагу половине тела. Для нее характерны более выраженные расстройства Ч. в дистальных отделах конечностей, особенно на руке.

Патологический очаг в лучистом венце или коре головного мозга (постцентральная извилина) обусловливает моноанестезию на лице или только на руке, либо только на ноге (в зависимости от расположения очага и в соответствии с соматотопическим представительством чувствительности). Гипестезия при корковых патологических очагах более выражена в дистальных отделах конечности, причем мышечно-суставное чувство и вибрационная Ч. нарушаются больше, чем поверхностная Ч.

При локализации патологического процесса в парасагиттальной области одновременно нарушается функция обеих парацентральных долек и чувствительность нарушается на обеих стопах.

Раздражение чувствительной зоны коры головного мозга (при опухоли, рубцово-спаечном процессе и др.) приводит к джексоновским сенситивным приступам (см. Джексоновская ): парестезии в лице, руке или ноге, продолжающиеся от нескольких секунд до минут без изменения сознания. При поражении теменной доли развиваются более сложные виды нарушения Ч., ослабление способности к дискриминации, двухмерно-пространственной Ч., стереогнозиса, к определению пространственных отношений (топогнозия).

Библиогр. : Кроль М.Б. и Федорова Е.А. Основные невропатологические синдромы, М,. 1966; Скоромец А.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы, Л., 1989.

Долгое время считалось, что внутренние органы лишены чувствительности. Об этом, казалось бы, говорили наблюдения. Еще Гарвей описал юношу, у которого в связи с врожденным дефектом грудной клетки не было прикрыто ею и сокращалось прямо под кожей. Гарвей пишет, что доставил юношу к королю Карлу I, который «имел возможность, как и я, убедиться, что сердце нечувствительно к прикосновению. Молодой человек даже не знал, что мы дотрагивались до его сердца». В дальнейшем, когда широкое распространение получили в медицине операции на внутренних органах, врачи убедились, что болезненны при разрезах кожа, мышцы, брюшина. Сами по себе внутренние органы, если не тянуть их за брюшину, абсолютно безболезненны. Их можно резать, прижигать и т. д. Специальными опытами было показано, что если во время еды у животного прижигать выведенную наружу петлю кишечника, это даже не нарушает аппетита. При мозговых операциях, как уже говорилось, обезболивают лишь кожу и другие покровные ткани. Мозг нечувствителен к ножу хирурга.

В-третьих, в ряде органов имеются рецепторы, воспринимающие степень натяжения тканей. Таковы тесно связанные с мышечной чувствительностью нервные приборы сухожилий, суставов и т. д., а также рецепторы легочной ткани.

Особое место среди других видов механической чувствительности занимает орган равновесия. Он расположен во внутреннем ухе в тесном соседстве с улиткой. В трех его дугообразных трубочках, называемых полукружными каналами, и двух маленьких мешочках находятся рецепторы, которые раздражаются при движении заполняющей трубочки и мешочки жидкости, а также песчинок, плавающих в ней. При поворотах головы, наклонах, а особенно при положении вниз головой орган равновесия приходит в состояние раздражения и заставляет организм принять правильную позу. Глухонемые, у которых часто наряду с улиткой страдает и ее сосед - орган равновесия, при нырянии недостаточно четко ощущают верх и низ; иногда это может кончиться трагически.