Биология. "Коэволюция человека и природы" М

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е. в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстает носителем коэволюции, целостности природы и общества.

32. Учение о человеке в структуре философского знания.

Фил-я стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Познание человека - центральная проблема философии. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех веще. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного. Философская проблема человека имеет длительную историю развития. Древнегреческие софисты первыми обратили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид - часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе. В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия - спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное. Эпоха Возрождения создала свой идеал - свободной гармоничной личности. Теперь на первый план выступает тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания, как механизм особого рода, который может быть изучен, познан. В нем нет тайн. Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневековье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем философствования. Только в постклассический период развития философии представители «философии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения.К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы. По мнению немецкого философа Шелера между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно определяется наличием у человека духа. Гелен считал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ человеческого бытия. Смысл человеческого бытия - преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо. Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Сартра, человек - это проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уникальный жизненный мир личности.Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущности, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях природы человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования.

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существо-вания человека и человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место и роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека и общества. Исторически конкретный характер отношения человека, общества и природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменным в нем оста-ется прежде всего то, что человек, а вместе с ним и об- щество вышли из природы и поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни обще-ства, которое пришло на смену первобытному стаду этих пред- ков. Но это лишь одна сторона дела. Другая, не ме-нее важная, сос- тоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природ-ные компоненты, так сказать, в ес- тественном виде выс-тупают необходимыми условиями жизни и жизнедея- тельности человека и человечества (воз-дух,вода,определенный температурный режим и т.д.), но и в том,что сама возможность жизни че- ловека, само существование общества были бы немыслимы без посто-янного обмена веществ с природой в процессе материа-льного производства. Наконец, сохранение целого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в качестве необходимого условия существования и живой природы, и че- ловека. Набор этих характеристик сравнительно широк, а пределы их подвижности очерчены достаточно жестко мерой адаптивности как жи- вых организмов, так и человека, мерой их способности адаптировать- ся к тем или иным переменам в среде их обитания. Исчезновение всех новых видов животных и растений, причем этот процесс приобретает все более тревожные масштабы, свидетельствует о том, что выход ря- да характеристик среды обитания за допустимые пределы ведет к обед-нению многообразия жизни. И между тем комплекс благоприятных условий для возникновения жизни скла-дывается во Вселенной, как мы теперь знаем, исключи-тельно редко, и жизнь на Земле - явление скорее уникаль-ное, а значит, тем выше ее ценность. Все это свидетель-ствует о неразрывной, органической связи общества и природы. Общество есть продолжение природы, ибо оно стро- ится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы и ее часть, а главное - общество строит-ся из материала природы и в соответствии с ее законами.

Совокупная человеческая деятельность способна подорвать природное равновесие биосферы и привести к гибели человеческую цивилизацию: 1) переход возобновляемых природных ресурсов в невозобновляемые; 2) психоинформационный шок человечества, психоаналитическая установка на самоуничтожение приобретает глобальную выраженность; 3) технологическая готовность государств к самоуничтожению (ядерное, химическое, бактериологическое, токсичное оружие); Термин коэволюция в философски применяется в двух основных смыслах: в широком – когда термином К обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем. В более узком смысле понятие К используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция К. природы и общества должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и всей остальной биосферы, т.е. обоюдно взаимосвязанную эволюцию общества и природы. В результате такого целенаправленного взаимодействия человека и природы биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы определяется (направляется) деятельностью разума человека и называется ноосферой .

2. Каковы этапы развития общества, с точки зрения коэволюции природы и общества?

Обобщая и дополняя различные версии концепции коэволюции, можно сделать следующие выводы.

1. Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Так, на начальных фазах развития человечества {архаическое общество) человек со­циализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного, данного природой организма. В результате это­го процесса возникает как общество, так и сам социальный индивид. Второй этап развития человечества {традиционно-аграрное общество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт и формируются первые цивилизации и государства. Но поскольку контролировать силы живой природы можно было, только подчиняясь циклам и как бы вторя ритмам биосферы Земли, данный тип общества характеризуется и повторяющимися циклами своей хозяйственной и социальной жизни, и приверженностью к традиционализ­му в своем духовном развитии. Классическим выражением духовной жизни такого типа общества является восточная философия.

Наконец, в Европе ХГУ-ХУШ вв. закладываются социальные и культур­ные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функциониро­ванием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII - первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется не­виданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, когда социальные структуры и формы духовной жизни традиционно-аграрного общества не способные быстро перестраи­ваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяются более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройке и развитию.

2. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энер­гию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной ре­волюцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другой - с великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества. Именно поэтому глобальные научные и великие социальные революции так синхронны по времени своего про­текания (европейская Реформация и коперниканская научная революция ХУ1-ХУП вв., Великая французская революция и вторая глобальная научная революция концаXVIII - первой половины XIX в., третья глобальная научная революция конца XIX - первой половины XX в. и революционный подъем в странах Восточной Европы и Азии). Если научные революции, в конечном счете, подготавливают технологию освоения фундаментальной космической силы природы, то социальные революции изменяют социальные структуры общества таким образом, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

В свою очередь, социальные и научные революции идейно подготавли­ваются новыми философскими идеями, в которых синтезируются из всей совокупности гуманитарного и естественнонаучного знания смыслы уни­версалий культуры данной исторической эпохи и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культуры. В сущности, всю европейскую философию Нового и Новейшего времени можно представить как идейную подготовку великих научных и социальных революций и как процесс переосмысления их последствий и результатов.

3. В чем заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

3. Современный экологический кризис с помощью концепции коэволю­ции природы и общества можно рассматривать как нарастание глобальных противоречий развития современного человечества. Такими противоречиями являются:

Противоречие между принципами и ценностями буржуазной техно­генной цивилизации, ориентированной на господство над природой с целью получения максимальной прибыли и хрупким равновесием всей биосферы Земли, которая уже не может выдержать антропогенной нагрузки со стороны этой «цивилизации»;

Противоречие между необходимостью устойчивого развития совре­менного общества в его взаимосвязи с природой, что требует, в свою очередь, превращения ныне разделенного человечества в единое со­общество - ноосферу, и буржуазной цивилизацией, построенной на конкурентной борьбе за экономические преимущества и на социальном эгоизме, противопоставляющих друг другу страны, народы, культуры, конфессии и индивидов;

Противоречие между быстро растущим техногенным могуществом об­щества, превращающим в своем развитии космические силы Природы в производительные силы самого общества (так, энерговооруженность человечества за последние сто лет выросла в 1000 раз, а убойная сила оружия, созданного на основе современных технологий, в 1000000 раз), и разделенностью мирового сообщества на бедных и богатых, «цивилизованных и нецивилизованных», Север и Юг, Восток и Запад. В результате этой разделенности колоссальная мощь человечества, основанная на космических силах природы, может обернуться против его самого и стереть человечество с лица Земли.

Для разрешения этих противоречий и выхода человечества на новый виток коэволюционного развития требуется критический анализ ценностей культуры современного техногенного общества.

В.И. Вернадский // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 624-627.

1. Что такое биосфера и ноосфера?

· Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с ма­териально-энергетическими процессами, определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие «биосферы», т.е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком (1744-1829) в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом (1831-1914) в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. Это установлено сейчас, мне кажется, без сомнений пока для всех так называемых «земных планет», т.е. для Ве­неры, Земли и Марса.

Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Дана (1813- 1895) и Д. Ле-Конт (1823-1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог) выявили еще до 1859 г. эмпири­ческое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении.

Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «пси-хозойской эрой».

· Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняет­ся. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.

Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен.

Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического про­шлого в некоторых своих аспектах.

2. В чем заключается, согласно В.И. Вернадскому, принципиальный не­достаток прежних концепций философии истории?

Как принципиальный недостаток всех предшествующих кон­цепций истории и философии В.И. Вернадский отмечает то обстоятельство, что большинство историков и философов его времени рассматривали био­сферу Земли лишь как фон или, в лучшем случае, как сырой материал куль­турно-производственной практики человечества. Сама история человечества, с точки зрения Вернадского, есть не что иное, как история взаимодействия общества и природы, в процессе которой человечество превращается в разум самой природы.

3. Как осуществляется эволюция живого вещества?

Живая природа является основной чертой проявлениябиосферы, она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью.

Между физико-геометрическими свойствами живых организ­мов - в биосфере они проявляются в виде своих совокупностей - жи­вого вещества, и между такими же свойствами косной материи по весу и по количеству атомов, составляющей подавляющую часть биосферы, лежит в некоторых отношениях непроходимая пропасть. Живое вещес­тво является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия - биогеохимическая энергия - охватывает всю биосферу и оп­ределяет в основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

В пределах живого вещества в последнее десяти тысяч лет вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода нолю и других (гоминид), близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности, далеко оставляющие за собой обычную биохимическую энергию живого вещества планеты.

Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энер­гией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу.

Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились бо­гатые кальцием скелетные образования животных, а растений больше двух миллиардов лет назад. Это - кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, - была одна из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы.

Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 милли­онов лет тому назад, во время меловой системы и, особенно, третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это - другая большая эволюционная стадия, анало­гичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 миллионов лет тому назад.

4. При каких социальных условиях возможно возникновение ноосфе­ры?

Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное измене­ние биосферы. Мы входим в ноосферу.

Слово «ноосфера» составлено из греческого «ноос» - разум и «сфера» в смысле обо­лочки Земли.

Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.

Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть, поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим.

Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 653-658.

1- Каковы закономерности развивающегося универсума?

В эволюции любой системы прослеживается возникновение некоторого поля виртуальных путей развития и отбора на нем множества реализуемых состояний, которое мы называем траекториями развития систем во времени. Процесс изменения состояния любой достаточно сложной системы обладает одной важной особенностью, которая на одном частном примере впервые была обнаружена еще Эйлером в конце XVIII в. и подробно изучена Пуанкаре около 100 лет тому назад. Она является одним из краеугольных понятий современной теории динамических систем. В траектории системы мы можем наблюдать участки относительно спокойного, если угодно, дарвиновского течения эволюционного процесса, когда под действием внешних или внутренних причин происходит медленное изменение свойств системы, чаще всего связанное с ослаблением условий ее го-меостаза. В простейших случаях, изученных классиками точного естествознания, - приближение к границам устойчивости. Дальнейшее развитие событий связано с потерей гомеостаза и качественной перестройкой системы. В частности, это может быть потеря устойчивости того состояния, в окрестностях которого происходит эволюция системы. Как раз подобный случай и был изучен Эйлером и Пуанкаре, получивший название бифуркации или катастрофы по терминологии, введенной Р. Томом.

2- Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркации»?

Процесс бифуркации - это всегда процесс катастрофической перестройки сис­темы. Его последствия практически непредсказуемы, поскольку память системы оказывается ослабленной, а роль случайных факторов резко усилена.

3. Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?

Результаты бифуркации непредсказуемы. Вместо того, чтобы по­гибнуть в опасной саванне, предок человека встал на задние лапы, освободив передние, научился использовать искусственные орудия и превратился из мирного вегетарианца в агрессивного хищника. Мозг и рождающийся разум стали главными гарантами гомеостаза этого вида, а следовательно, и его развития. Внутривидовая борьба, по-видимому, в этот период обострилась до крайности, ибо чем иным можно объяс­нить резко ускорившуюся эволюцию! Уже через 2 млн. лет объем мозга неоантропов возрос едва ли не в два раза! На заре палеолита на Земле существовало уже не просто умное животное - стал формироваться человек. Появились каменный топор, умение владеть огнем, навыки коллективной охоты. И в то же время наш предок еще жил под властью законов, закодированных в его генетическом механизме, как и у любого животного, ведущего стадный образ жизни, законами, несовместимыми с теми техническими возможностями, которые обрел наш предок. По­тенциал его развития казался исчерпанным. Однако произошел новый перелом в траектории развития нашего предка, который не только был непредсказуем, но и не заставил себя ждать. Он оказался связанным с утверждением табу «не убий», которое много позднее превратилось в заповедь, принятую однажды всеми народами, всеми религиями.

В послевоенные десятилетия супруги Лики и их последователи об­наружили в Олдувайском ущелье (Кения) останки неоантропов, среди которых было много скелетов с черепами, проломленными топором. Авс­трийский этолог К. Лоренц дал этому явлению простое объяснение.

У волка существует инстинкт: самец, проигрывающий бой за самку, подставляет победителю свою шею. Победитель удовлетворяется этим, и проигравший рыцарское сражение остается живым, сохраняясь для Популяции. У нашего предка не было «инстинкта волка»! Поэтому, изоб­ретя каменный топор, он стал пускать его в дело без всяких ограничений, в том числе и в боях за самку. Отсюда и проломленные черепа молодых Предков будущего человека. Лоренц высказал предположение, что если бы табу «не убий!» не возникло в стадах наших предков, то они просто перебили бы друг друга.

Это, конечно, аргумент, но мне представляется более правдоподоб­ным другое объяснение. Умение найти нужный кремень, обработать и превратить его в топор требует совсем иных качеств, чем умение использовать топор в драке. Найденные черепа, может быть, и при­надлежат как раз тем умельцам, которые были способны делать топор и передавать свои знания и навыки следующим поколениям. Табу «не убий!» не было закодировано в генетической памяти. Оно утверждалось в рамках отбора на уровне отдельных родов, общин, племен и носило общественный характер, было основой формировавшейся системы нра­вов. Те орды или племена и отдельные виды неоантропов, которые лучше усвоили его, сохраняли своих умельцев. Благодаря этому они обладали лучшим оружием, более дисциплинированными боевыми дружинами и т.д. Они-то и отбирались естественным отбором на уровне популяций. Вероятно, именно этот отбор привел к тому, что из многочисленных видов потомков австралопитеков, способных претендовать на право быть предками современного человека, к концу палеолита остались только кроманьёнцы.

Утверждение табу «не убий» и других основ зарождающейся морали снижало остроту внутривидового отбора на уровне индивидуумов, и биологическое совершенствование вида постепенно затухало. Эволюция переходила в русло - развитие общественных форм жизни. При этом отбраковывались, может быть, и в чем-то более совершенные виды. Так, создатели мустьерской культуры - неоандертальцы - не дожили до времен неолита. Одним словом, бифуркация закончилась не только утверждением общественной формы эволюции, но и сохранением единс­твенного вида человека - кроманьёнца.

Последняя глобальная бифуркация произошла накануне писанной истории. Она хорошо изучена и получила название неолитической ре­волюции. Так же, как и перестройка эволюционного процесса времен палеолита, она была вызвана внутренними причинами. Я бы даже ска­зал - техногенными факторами: человек усовершенствовал технологию обработки камня и создал метательное оружие. Эти обстоятельства имели самые катастрофические последствия: человек за относительно короткое время сделался абсолютным гегемоном, монополистом в жи­вотном мире и полностью использовал возможности новой техники, как и в палеолите, когда он изобрел каменный топор. В результате он быстро извел крупных копытных - основу своего рациона и поставил свой биологический вид на грань голодного вымирания. Количество населения, судя по сопоставлению неолитических и палеолитически" стоянок, сократилось во много раз. Человека могла постичь судьба лю­бого вида, сделавшегося монополистом в своей экологической нише: он должен был либо погибнуть, либо найти другую нишу.

Как во времена палеолитического кризиса нельзя было предсказать, что выход может быть найден в форме табу «не убий!», так и теперь, период неолитического кризиса, выход был найден, и при этом совершенно неожиданный. Человечество изобрело земледелие, а через пару тысяч лет и скотоводство.

Если в предыдущие периоды человек еще был полностью включен в биоту, как и другие живые существа, участвуя в естественном кругообо­роте вещества, то в результате неолитического кризиса он полностью вы­делился из остального живого мира, начав формировать искусственный кругооборот веществ, так называемую вторую природу. Сначала это были искусственные биоценозы, а затем человек начал включать в кругооборот вещества и наследие прошлых биосфер - полезные ископаемые.

4. В чем заключаются глубинные основания современного экологичес­кого кризиса?

Общим основанием философского постижения и научного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма , объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни . Все это взаимосвязано и развивается (эволюционирует) по неким общим законам, поэтому и обозначается как универсальная эволюция.

Принцип глобального эволюционизма . В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву , исходные принципы:

§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;

§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;

§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;

§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.

Важнейшим аспектом содержания понятия о глобальной эволюции является концепция коэволюции природы и общества. С этой концепцией, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский . С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется в работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев ).

Концепция коэволюциибазируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый коэволюционизма – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.


Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

Задание на зачет

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Выполнил: студент заочной формы обучения

ЛОВЦОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА (подпись, 25.02.2011 )

Логин ______

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

ВВЕДЕНИЕ

Окружающая среда - все то, с чем взаимодействует общество. Элементами окружающей среды являются естественная среда обитания человека и искусственная среда обитания. Естественная среда - это часть природы, с которой непосредственно взаимодействует общество в процессе своего существования и развития. В начале возникновения человечества естественная среда его обитания охватывала лишь небольшую часть земной поверхности. Теперь же она включает не только всю поверхность планеты, но и ее недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, а также часть нашей солнечной системы. Искусственная среда - создана человеком в процессе исторического развития общественного производства и не существует сама по себе как природа.

1.КОЭВОЛЮЦИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Термин «ноосфера» в настоящее время получил достаточно широкое распространение, но трактуется разными авторами весьма неоднозначно. Поэтому с конца 60-х годов употребляется термин «эпоха ноосферы». Человечество - часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего.

Сейчас проблема обеспечения будущности человечества и понимание того, что оно потребует значительных усилий и прежде всего изменения структуры нравов и обычаев, привело к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации.

Коэволюции человека и биосферы само требует тщательной расшифровки. Или более точно - системы исследований, в результате которой устанавливается зависимость характеристик биосферы от активной деятельности человека. Только имея достаточно полное представление о характере этой взаимосвязи, можно сформулировать те ограничения на деятельность человека, которые необходимы для обеспечения его будущего, необходимые, но заведомо недостаточные. Условий, достаточных для обеспечения будущего цивилизации, просто не существует.

Изучение проблем коэволюции открывает новое и, возможно, важнейшее направление фундаментальных исследований. Часто говорят, что в отличие от века пара, каким был век XIX, и века ХХ, который был веком электричества и атомной энергии, настоящий век гуманитарных знаний. Наука об обеспечении коэволюции есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации.

В настоящее время изучение необходимых условий коэволюции продвинулось в целом ряде конкретных направлений. Так, например, изучение физико-химических особенностей атмосферы позволило установить влияние фреонов на структуру озонового слоя и даже принять важнейшее решение о переориентации холодильной промышленности на другой тип хладонов. Еще рано говорить о построении динамики биосферы как стройной теории, способной быть инструментом анализа устойчивости биосферы.

Биосфера представляет собой грандиозную нелинейную систему. Однако до сих пор основное внимание исследователей уделялось изучению отдельных фрагментов этой системы. В самом деле, наиболее концептуально интересен вопрос о стабильности биосферы, ее способности реагировать на внешние возмущения так, чтобы они не выводили ее из состояния установившегося равновесия...

Описать особенности эволюции биосферы с помощью одних механизмов отрицательных обратных связей нельзя. Как во всякой сложной развивающейся системе, в ней присутствует и множество положительных обратных связей. Обойтись без них тоже нельзя, поскольку именно положительные обратные связи и являются ключом к развитию системы, то есть усложнению системы и росту разнообразия ее элементов, что приводит к сохранению ее целостности.

Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей. Они утрачивают смысл без противопоставления друг другу. В то же время они не могут рассматриваться изолированно, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы). Взаимосвязь общества и природы не следует рассматривать как чисто внешнее, механическое соединение разных частей мироздания, в котором общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко - в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.

Прежде всего, природное присутствует в обществе в качестве проявлений физических, химических, биологических и т. п. естественных законов. Далее, люди в качестве «первичных элементов» общества являются живыми существами, и природная «ипостась» человека играет роль обязательной предпосылки и существенного детерминанта во всей его жизнедеятельности. Кроме того, природное присутствует (в той или иной степени) в различных сферах общественной жизни: материально-производственной (где оно является объектом материального преобразования), социальной (в качестве компонентов таких социальных групп, как семья, расы, этнические общности), политической (в плане обусловленности деятельности государств природными факторами, например, территорией, ресурсами) и духовной (где природное, прежде всего, выступает объектом духовного освоения и творчества).

Взаимосвязь общества и природы, прежде всего, проявляется в аспекте взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, с так называемой внешней природой, т. е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. При характеристике внешнего аспекта взаимодействия общества с природой используются такие понятия, как естественная и искусственная среда, окружающая среда.

Можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида человека до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия.

Второй этап взаимодействия общества и природы связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризовало переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявилось различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия общества и природы связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. На этом этапе общество и природа превратились в антагонистические противоположности, что нашло отражение в представлении о человеке как о господине, царе природы и в восприятии природы в качестве мастерской и неисчерпаемого источника богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху НТР показавшую ограниченность человеческих попыток произвольно-эгоистического преобразования природы только ради преходящей, сиюминутной выгоды. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие между обществом и природой. С одной стороны, человечество обладает небывалыми по сравнению с прошлым возможностями по преобразованию природы и общества, а с другой стороны, их реализация привела к небывалым масштабным разрушительным и для природы, и для людей последствиям неразумного воздействия на природу.

В настоящее время мировая экологическая ситуация чаще всего обозначается термином «кризис». Экологический кризис - это нарушение динамического равновесия системы «общество - природа», крайнее обострение экологического противоречия, требующее изменения связей внутри системы посредством экологической деятельности. Поэтому возникло и осознание необходимости отказа от старых форм взаимодействия с природой, и социальное движение за формирование нового отношения к природе.

Коэволюция является необходимым условием и предпосылкой будущего существования и прогресса человечества. Новой тенденцией должно стать стремление человечества к гармонии, взаимодействию, взаимоподдержке общества и природы, человека и окружающей среды.

Но не все так просто, дело в том, что и общество, и природа, особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют совместно. Не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа, и, прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. Исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных, появляются новые одомашненные биологические виды. Генная инженерия, например, позволяет переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывать возможности для появления принципиально новых живых существ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, неизвестно, что нас ждёт в будущем, как будет устроено общество будущего. Но точно можно сказать, что оно потребует от людей, прежде всего знаний . Прежде всего - знаний о той форме своих взаимоотношений с природой, которая будет способна обеспечить режим коэволюции. Поэтому путь к эпохе ноосферы нужно начать с разработки образовательных программ, таких которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить равновесие или полностью разрушить природу.

Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, становления качественно новых отношений общества и природы. Отношения общества и природы должны строиться на основе принципа коэволюции - принципа гармоничного совместного развития природы и общества.

ВВЕДЕНИЕ

Понятия порядка и беспорядка, симметрии и диссимметрии, корреляции между этими понятиями, объединяющие живую и неживую природу, имеют фундаментальное значение. К самоорганизации способны открытые неравновесные системы, обменивающиеся энергией с внешней средой при подводе энергии к системе. Эволюцию таких систем можно рассматривать как спектр переходов беспорядок->неустойчивость->порядок. В точках неустойчивости система становится самоуправляемой, самоорганизующейся.

Попытаемся выявить природу порядка и беспорядка в некоторых модельных и молекулярных системах с термодинамической точки зрения.

2. ПЕРЕХОДЫ ПОРЯДОК-БЕСПОРЯДОК И БЕСПОРЯДОК-ПОРЯДОК

Существует два вида движения частиц в сложных системах: движение может быть упорядоченным, когда все частицы движутся согласованно, или, напротив, неупорядоченным, когда все частицы движутся хаотически. Естественное стремление энергии к рассеянию определяет и направление, в котором происходят физические процессы в природе. Под этим понимается рассеяние энергии в пространстве, рассеяние частиц, обладающих энергией, и потеря упорядоченности, свойственное движению этих частиц. Первое начало термодинамики в принципе не отрицает возможности событий, казалось бы противоречащих здравому смыслу и повседневному опыту: например, мяч мог бы начать подскакивать за счет своего охлаждения, пружина могла бы самопроизвольно сжаться, а кусок железа мог бы самопроизвольно стать более горячим, чем окружающее пространство. Все эти явления не нарушили бы закона сохранения энергии. Однако в действительности ни одно из них не происходит, поскольку нужная для этого энергия, хотя и имеется в наличии, но недоступна. Если не принимать всерьез существующий в принципе, но чрезвычайно небольшой шанс, можно смело утверждать, что энергия никогда не может сама по себе локализоваться, собравшись в избытке в какой-либо небольшой части Вселенной. Однако если бы даже произошло, еще менее вероятно, что подобная локализация была бы упорядоченной. Естественные процессы - это всегда процессы, сопровождающие рассеяние, диссипацию энергии. Отсюда становится ясным, почему горячий объект охлаждается до температуры окружающей среды, почему упорядоченное движение уступает место неупорядоченному и, в частности, почему механическое движение вследствие трения полностью переходит в тепловое. Столь же просто осознать, что любые проявления асимметрии, так или иначе сводятся к рассеянию энергии. Проявление любых диспропорций в организационной структуре объекта приводит к образованию асимметрии как по отношению к окружающей среде, так и для самой структуры в частности, это может привести к увеличению потенциальной энергии или, при большом скоплении этой энергии, к распаду системы, как противоречащей законам природы (общества). Организация создается из хаоса (общества) одним или несколькими возбужденными атомами (предпринимателями) и в хаос проваливается при ликвидации. Естественные, самопроизвольно происходящие процессы - это переход от порядка к хаосу. Термодинамика имеет дело только с усредненным поведением огромных совокупностей атомов, причем поведение каждого отдельного атома не играет роли. Если предположить, что частицы вселенной не закреплены и могут, подобно состоянию возбуждения и энергии, свободно перемещаться с места на место; например, такое могло бы случиться, если бы Вселенная была газом. Также, пустив струю газа в правый нижний угол сосуда, облако частиц начнет самопроизвольно распространяться и через некоторое время заполнит весь сосуд. Такое поведение вселенной можно трактовать как установление хаоса. Газ - это облако случайно движущихся частиц (само название "газ" происходит от того же корня, что и "хаос"). Частицы мчатся во всех направлениях, сталкиваясь и отталкиваясь друг от друга после каждого столкновения. Движения и столкновения приводят к быстрому рассеиванию облака, так что вскоре оно равномерно распределяется по всему доступному пространству. Теперь существует лишь ничтожно малый шанс, что все частицы газа когда-нибудь спонтанно и одновременно вновь соберутся в угол сосуда, создав первоначальную конфигурацию. Разумеется, их можно собрать в угол с помощью поршня, но это означает совершение работы, следовательно, процесс возврата частиц в исходное состояние не будет самопроизвольным. Ясно, что наблюдаемые изменения объясняются склонностью энергии к рассеянию. Действительно, теперь состояние возбуждения атомов оказалось физически рассеянным в пространстве вследствие спонтанного рассеяния атомов по объему сосуда. Каждый атом обладает кинетической энергией, и потому распространение атомов по сосуду приводит и к распространению энергии.

В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной "деятельностью" хаоса. Именно непреднамеренная и бесцельная деятельность хаоса переводит мир в состояния, характеризующиеся все большей вероятностью. На этой основе можно объяснить не только простые физические изменения (скажем, охлаждение куска металла), но и сложные изменения, происходящие при превращениях вещества. Но вместе с тем хаос может приводить к порядку. Если дело касается физических изменений, то под этим понимается совершение работы, в результате которой в свою очередь могут возникать сложные структуры, иногда огромного масштаба. При химических изменениях порядок также рождается из хаоса; в этом случае, однако, под порядком понимается такое расположение атомов, которое осуществляется на микроскопическом уровне. Но при любом масштабе порядок может возникать за счет хаоса; точнее говоря, он создается локально за счет возникновения неупорядоченности где-то в ином месте. Таковы причины и движущие силы происходящих в природе изменений.

Каждый из нас в общих чертах знает, что такое структура; как правило, это определенное расположение, конфигурация частиц - атомов, молекул или ионов. Так, вполне определенную структуру представляет собой кристалл. Он отличается от газа, от жидкости и от куска масла, так как во всех этих веществах взаимное расположение частиц не является строго определенным, фиксированным. Частицы кристалла находятся на строго определенном расстоянии друг от друга. В бесструктурных состояниях вещества - в газах, жидкостях и аморфных твердых телах - относительные расположения частиц совершенно неопределены. Частицы в кристаллических твердых телах расположены, упорядочено; в газах упорядоченность практически отсутствует. Жидкости, занимают промежуточное положение между твердыми телами и газами. Они обладают лишь локальной структурой и лишены структуры глобальной; расположения частиц сохраняют упорядоченность, полностью теряя ее на больших расстояниях

Идеальный молекулярный газ в сосуде, разделенном перегородкой на 2 половины, при удалении перегородки газ займет весь объем. Система эволюционирует к равновесному состоянию, которое связано с беспорядком, неопределенностью.

На макроскопическом уровне появление порядка связано с появлением намагниченности. Наиболее упорядоченное состояние в системе достигается при низких температурах и сильных магнитных полях. Тепловое движение молекул нарушает порядок. В состоянии равновесия порядок и беспорядок конкурируют друг с другом.

Превращения твердое тело жидкость и жидкостьгаз.

При низких температурах идет образование кристаллов - упорядоченных структур. Порядок связан с сильными межмолекулярными взаимодействиями. С ростом температуры регулярность в строении кристалла нарушается вещество - переходит сначала в жидкое, а затем в газообразное состояние. При высоких температурах в системе устанавливается беспорядок - молекулярный хаос.

Порядок в ориентации атомных и молекулярных магнитных диполей устанавливается за счет сильного взаимодействия диполей друг с другом. Ниже температуры Кюри в системе возникает намагниченность, которая отлична от нуля даже в отсутствие внешнего магнитного поля - вещество ведет себя как ферромагнетик. Выше точки Кюри система обладает парамагнитными свойствами, порядок в ориентации моментов исчезает.

Фазовый переход типа порядок - беспорядок в бинарном сплаве .

Атомы меди и цинка занимают узлы объемно-центрированной кубической решетки. При этом в сплаве может возникнуть как упорядоченная, так и неупорядоченная структура. В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок.

В идеально упорядоченной структуре атомы меди располагаются в вершинах куба, а атомы цинка в центрах кубических ячеек, т.е. каждый атом цинка окружен восемью атомами меди. В неупорядоченной структуре каждый узел кристаллической решетки с равной вероятностью занят или атомом меди, или атомом цинка, и корреляции между расположением атомов отсутствуют. Корреляции ослабляются с ростом температуры, и при температуре, выше критической, в системе наблюдается структурный беспорядок Порядок в молекулярных системах можно определить как меру корреляций между отдельными частями системы. Любой макроскопической системе всегда присущ внутренний беспорядок, связанный с большим числом возможных состояний. Порядок в материи устанавливается благодаря внешним силам и всегда конкурирует с внутренним беспорядком, т.е. порядок и беспорядок - взаимодополняющие концепции. Порядок устанавливается только одним способом через возрастание корреляций, беспорядок принимает разные формы. Беспорядок - состояние, когда все отдельные элементы системы распределены многими способами между возможными состояниями или энергетическими уровнями. Порядок в равновесных структурах определен на молекулярном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эти явления относятся не только к физике. Они на самом деле присущи природе в целом и поэтому могут использоваться во всех других науках, которые ее описывают: химии, биологии, геологии, географии, экологии. Связано это с тем, что методы анализа и применение математического аппарата те же самые, что и для нелинейных открытых физических систем. Большое сходство этих явлений изучаемых в естественных и гуманитарных науках.

Если учесть огромное количество реальных систем в природе и обществе, подчиняющихся законам синергетики, можно сказать является научной революцией, сравнимой по своим масштабам с открытием строения атома, созданием генетики и кибернетики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учебник для вузов. - М. НОРМА, 2002. - 560с.

2. Григорьев С.И. Основы современной социологии: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 370с.

3. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 336с.

4. Теория государства и права: Уебник для вузов /Под ред. В.М. Корельского. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000. С. 27.

5. Тощенко Ж. Т. Социология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 640с.

6. Журнал "Экология и жизнь". Cтатья Н.Н. Моисеева, академика РАН

Барвинский А.О., Каменщик А.Ю., Пономарёв В.Н.

7.Карери Дж. - "Порядок и беспорядок в структуре материи", М.: Мир, 1985.