Архимандрит Никон (Рождественский). «Козни врагов наших сокруши…»: Дневники (Никон Рождественский) Архиепископ никон рождественский мои дневники

Владыка Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 г. в семье причетника церкви села Чашникова Верейского уезда Московской губернии. У отца его сельского дьячка Ивана Андреевича было 22 ребенка. Мать свою, Ольгу Ивановну, урожденную Грузову, будущий владыка называл Христовой крестоносицей. В возрасте 5-6 лет юный Николай перенес тяжелую болезнь, вследствие которой ослеп на один глаз. Но все же под руководством отца он выучился читать и к 8 годам прочитал Библию (3 раза) и многие духовные книги. Начальное образование будущий владыка Никон получил в Заиконоспасском, а затем в Перервинском духовных училищах. В 1868-1874 гг. он обучался в Московской духовной семинарии. Будучи семинаристом, Николай Рождественский увлекался иконописанием и посещал живописные классы Строгановского училища. Там же в семинарии он издавал рукописные «Памятные записки ученика семинарии» с периодичностью 50 номеров в год (ныне они хранятся в РГБ).

После окончания Московской семинарии Н.И. Рождественский выполнил свое заветное намерение — оставить мир, он стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря. Там Николай жил в келье своего духовного отца, настоятеля монастыря архимандрита Леонида (Кавелина). 18 октября 1877 г. Николай Рождественский был определен в послушники Троице-Сергиевой Лавры, куда последовал за архимандритом Леонидом, назначенным ее настоятелем. В этом звании он проходил послушание помощника Лаврского библиотекаря. В 1880 г., находясь на излечении в монастырской больнице, Николай принимает монашеский постриг с именем Никона. 16 мая 1882 г. о. Никон был посвящен в иеродиакона, а 23 мая того же года — в иеромонаха. Многогранная издательская деятельность Никона началась в 1879 г., когда он стал издавать специально для простого народа «Троицкие листки» — маленькие по объему, не более 10 страниц, и ценой в одну копейку проповедническо-просветительские брошюры, которые пользовались большой популярностью среди богомольцев и в немалом количестве рассылались по всей России. В 1879— 1899 гг. тираж этого издания доходил до 90 миллионов. Проект данной публикации был одобрен и получил благословение епископа Феофана Затворника. В 1900 г. Никону за издание «Троицких листков» была присуждена премия митрополита Макария. Деятельностью иеромонаха Никона в роли редактора «Троицких листков» был очень доволен К.П. Победоносцев. Просуществовало это издание до конца 1917 г.

22 января 1885 г. о. Никона возвели в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. 15 июля того же года он был награжден набедренником. 27 ноября 1885 г. император Александр III «во внимание к издаваемым им «Троицкими листками» пожаловал 500 руб. к капиталу, употребляемому на издание. В том же году была издана книга о. Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца» (выдержала пять изданий; последнее — в 1989 г.). В 1885 г. книга будущего владыки Никона была удостоена Св. Синодом премии митрополита Макария. 17 марта 1887 г. о. Никон был награжден наперсным крестом. 8 апреля 1891 г. за полезные труды по изданию «Троицких листков» ему было преподано благословение Св. Синода с выдачею грамоты. В 1892 г. иеромонах Никон был утвержден действительным членом учрежденного Собора Лавры с исключением из Донского монастыря.

25 сентября 1892 г. иеромонах Никон был возведен в сан архимандрита, а 15 июня 1893 г. — утвержден в должности казначея Лавры. 14 мая 1896 г. в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны архимандрит Никон был награжден орденом св. Анны III ст. При посещении Лавры в июле 1898 г. королем Румынии Карлом I архимандрит Никон был пожалован орденом Румынской короны III степени. 6 мая 1899 г. о. Никон получил орден св. Анны II ст. «За особые труды, усердие и ревность по благоустройству Чашниковской им. Императора Александра III второклассной школы Московской губернии» архимандрит Никон был награжден Библией, выдаваемой от Св. Синода.

В 1890-х гг. о. Никон сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, в том числе с «Русским обозрением» и «Русским словом». 9 июля 1901 г. архимандрита Никона назначили председателем Совета училища иконописания. 1 февраля 1904 г. за 25-летнюю выдающуюся деятельность по изданию «Троицких листков» (они вышли общим тиражом свыше 114,5 млн. экземпляров) и усердное проповедание в храме слова Божия о. Никон был награжден орденом св. Владимира III ст. В 1902 г. им же стал издаваться школьный журнал «Божия Нива», который выходил до 1917 г. Книжно-издательская деятельность о. Никона дала возможность Троице-Сергиевской лавре приобрести собственную типографию, обеспеченную значительным капиталом, скопившимся от продажи его изданий.

6 марта 1904 г. архимандрит Никон был назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. Хиротония владыки Никона состоялась 14 марта в Александро-Невской Лавре. Но уже 8 ноября 1904 г. он перемещается на кафедру епископа Серпуховского, викария Московской епархии и утверждается настоятелем Московского Свято-Данилова монастыря. События революционной смуты 1905 г. повлияли на дальнейшее служение владыки в Москве. Он неоднократно в своих проповедях высказывал свое неприятие происходящего, владыка резко обличал «подпольных крамольников», мечтающих «весь мир поработить себе». Деятельностью епископа Никона была раздражена революционно настроенная часть общества, назвавшая проповедь архиерея «погромной». К тому же Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) давно уже желал «освободить» Москву от владыки Никона за то, что он вносит «и в проповедь, и в печатные статьи политику». Все это стало причиной нового перемещения владыки.

С 22 августа 1906 г. Преосвященный Никон — епископ Вологодский и Тотемский. Являясь почетным членом МДА, епископ Никон в 1909 г. стал организатором и председателем Съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре. С 1910 г. владыка Никон стал издавать еще один журнал — «Троицкое слово». В статьях Преосвященного Никона воссоздается картина церковно-общественной жизни России первых десятилетий XX столетия. Истоки современной «смуты», которая «как ядовитый туман окутала нас со всех сторон», епископ Никон видит как в «происках мирового иудео-масонства», так и в отступлении русского народа от веры отцов — Православия. Вина за это отступление лежит, по мнению владыки, прежде всего, на внесословной интеллигенции, преклонившейся перед «современным ваалом безбожия и безначалия», перед идолом «прогресса». Архиепископ Николай Японский, уподобляя обличительные статьи владыки Никона ветхозаветным пророчествам Иеремии, называл их иеремиадами.

29 мая 1912 г. Преосвященный Никон, согласно собственному прошению, был уволен от управления Вологодской епархией. Тогда же владыка Никон по настоянию старца Григория Распутина стал членом Св. Синода. Вскоре он был возведен в сан архиепископа и назначен председателем издательского совета при Синоде. В 1906— 1915 гг. владыка Никон — член Государственного Совета. В 1913 г. .архиепископ Никон был командирован Св. Синодом на Афон для расследования возникшей среди русских монахов смуты по вопросу о имени Божием. Миссия архиерея закончилась принудительным выселением имябожников с Афона.

В 1916 г. 6 июля Никон был уволен по болезни, согласно прошению, от должности председателя Издательского совета при Синоде и поселился на покое в Троице-Сергиевой Лавре. Известно одно из его писем Патриарху Тихону о «гнусном» времени, наступившем после революции 1917 г. Преосвященный Никон отмечает, что в такие дни верные чада Православной Церкви призываются не только к подвигу исповедничества, но и «к несению крестных страданий подобно мученикам первых веков христианства». В своем послании от 15 августа 1917 г. Всероссийскому Церковному Собору владыка Никон утверждал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории опозоренная клеймом измены Божию призванию...»

Скончался архиепископ Никон (Рождественский) 30 декабря 1918 г. (12 января 1919 г.) и похоронен у восточной стены Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

«Правда ли, что я навожу на читателей уныние?» (1911 г.)

Статья эта является ответом на критику статьи архиепископа Никона «Наше духовное сиротство и бездерзновение веры». Читатель обвинил владыку в том, что его статья наполнена грустью и безнадежность, навевает на людей уныние и тоску. Владыка же, отвечая, подробно разъясняет смысл своих слов и переживаний. Несомненно целью его не было вызвать в читающих уныние и безнадежность, но скорбь и сожаление о положении нашей Родины, об отсутствии покаяния в сознании русских людей, о все более растущей распущенности и вольности. Слова архиепископа Никона не потеряли своей силы и теперь, спустя столетие. Все так же плодятся и множатся грехи в обществе, развивается и крепнет вседозволенность.

Вспоминает владыка те времена, когда люди с детства воспитывались в духе Писания, на церковных книгах, впитывали в себя церковно-славянский язык, изъяснялись церковными терминами. Но не так теперь – интеллигенции все более чужда вера, многие же становятся язычниками, безбожниками.

Те же, кто еще не совсем отпал от церкви, искушаемы бывают различными оправданиями, говорит владыка Никон. Кто-то оправдывается и успокаивает себя тем, что молятся о нашей Родине святые заступники, да и на земле нашей еще живут во множестве подвижники, из-за которых Господь и помилует ее. Кто-то говорит об избранности Руси, о ее призвании нести миру свет православной веры – как же может Бог допустить ее гибели? Но все эти рассуждения владыка Никон решительно отвергает, приводя множество примеров: и избранный некогда Господом иудейский народ; и великие древние церкви, которые теперь разрушены; и погибшую Византию. Памятуя об этих примерах, должно нам позаботиться о собственном покаянии и спасении, думая при этом, что своей чистой жизнью спасем и нашу Родину, погрязающую в грехах – наставляет архиепископ Никон.

«Скорбное письмо» (1910 г.)

Архиепископ Никон (Рождественский) в своей статье «Скорбное письмо» словно предвещает, пророчествует об ожидающих нашу Родину страшных событиях. Приводит он и письмо простого деревенского священнослужителя, в котором излагаются трудности и скорби, кои переносят люди верующие, а в особенности священство. Все больше и больше ослабевает в молодом поколении вера, все больше в кругу студенчества, а в особенности и в кругу выпускников семинарий, отступников и приверженцев идей, чуждых Церкви.

Но не только молодые им подвластны – широкие круги интеллигенции уже вовлечены в губительные учения. А в след знатному – и простой народ пускается в ту же беду.

Владыка Никон обращается с предостережением и наставлением к священнослужителям и мирянам, призывая их с неотступностью следовать за Христом в грядущие скорбные годы. «Готовьтесь к исповедничеству, готовьтесь к мученичеству» - говорит владыка, напоминая при этом слова Спасителя и апостола Павла о небесной награде, об спасении, уготованном до конца претерпевшим все страдания и поношения.

«Утешение у яслей Христовых» (1916 г.)

Статья написана архиепископом Никоном Рождественским в день праздника Рождества Христова в 1916 году – во время тяжелой Первой мировой войны. Владыка призывает в эти страшные военные годы не отчаиваться, ища утешения у яслей Младенца Христа. Ведь и тогда, когда Христос пришел в мир, тоже началась война. С одной стороны был Ирод, с другой невинные Вифлеемские младенцы, которые, словно войны встали на защиту Сына Божьего и сподобились за свое мученичество венцов в Царствии Небесном. Владыка призывает читателей верить в то, что и наших воинов, встающих на защиту Родины, Господь наградит мученическими венцами. А те, находясь пред Престолом Божьим, будут ходатайствовать о своем Отечестве, просить Господа о мире и уничтожении зла. Следует всецело предаться воле Божьей, найдя в Господе Иисусе Христе мир и утешение, пишет архиепископ Никон.

    Никон Рождественский

    Никон (Рождественский) - (в мире Николай Иванович Рождественский, род. в 1851 г.) духовный писатель, епископ серпуховский, викарий московской епархии. В 1879 г. Н. предпринято было издание Троицких листков, которых по 1905 г. распространено до 127 милл. экземпляров.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Никон Рождественский - (в миру Николай Иванович, род. в 1851 г.) духовный писатель, епископ серпуховский, викарий московской епархии. В 1879 г. Н. предпринято было издание "Троицких листков", которых по 1905 г. распространено до 127 млн. экземпляров. Многие… … Большая биографическая энциклопедия

    Никон Рождественский - (1851 1918) архиепископ Вологодский. Крупный церковный писатель, публицист, редактор и издатель. Член Святейшего Синода, член Государственного Совета. Выпускал популярные журналы Троицкое слово, Троицкие листки, Троицкая библиотека, Троицкая… … Православный энциклопедический словарь

    НИКОН, РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Иванович - архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851 30.12.1918), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право монархического движения среди архиереев. Родился в… … Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917

    - … Википедия

    НИКОН - 1. НИКОН (? 1088), древнерусский писатель, игумен Кисво Печерского монастыря с 1074. Основал монастырь близ Тмутаракани. По мнению А. А. Шахматова, ряда историков и филологов, автор летописного свода 1073, одного из источников Повести временных… … Русская история

    Рождественский, Николай Иванович - Архиепископ Никон Архиепископ Вологодский Церковь: Русская православная церковь Имя при рождении … Википедия

    Рождественский Николай Иванович - Архиепископ Никон Архиепископ Вологодский Церковь: Русская православная церковь Имя при рождении … Википедия

    Никон (в миру Николай Иванович Рождественский) - Никон, в миру Николай Иванович Рождественский духовный писатель (родился в 1851 г.); обучался в Московской духовной семинарии. В 1904 г. епископ муромский, затем серпуховский, с 1906 вологодский, с 1912 член Святейшего Синода, с 1913 архиепископ … Биографический словарь

Книги

  • Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца , Архиепископ Никон Рождественский , Настоящая книга - это первое полное житие преподобного Сергия Радонежского. Впервые оно было подготовлено к изданию к 500-летию со дня смерти святого, которое отмечалось в 1892 г. Труд,… Категория: Христианство Купить за 2109 руб
  • Мои дневники. Выпуск 3 , Архиепископ Никон (Рождественский) , 1912. (Из "Троицкого слова" №№ 101-150). Сергиев Посад, типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1916. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1915… Категория: Биографии и реальные истории Серия: Издатель:

574.)

НИКОН (в миру РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Николай Иванович), архиеп. Вологодский и Тотемский (4.04.1851—30.12.1918), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных участников право-монархического движения среди архиереев.
Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское ДУ, Московскую ДС (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февр. 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил № 1 на листке, неуверенный, выйдет ли № 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 № листков, в количестве более 140 миллионов оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» получил Макариевскую премию.
В 1880 в Лавре принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иером. Никона - вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И.С.Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.
Избежать архиерейского служения все-таки не удалось. Предсказание старца сбылось - 14 марта 1904 состоялась хиротония архим. Никона во еп. Муромского, викария Владимирской епархии. 8 нояб. 1904 назначен еп. Серпуховским, викарием Московской епархии. В этот период владыка особенно сблизился с московскими монархистами. Он принимал активное участие в деятельности Русского Монархического Собрания, поддерживал личные близкие отношения с В.А.Грингмутом, Б.В.Никольским и др. лидерами право-монархического движения. Революция 1905 произвела на владыку горестное впечатление. Он вспоминал о тяжелых и позорных для Москвы днях октябрьских забастовок и декабрьского восстания: «Нас, Русских людей, носителей родных заветов Святой Руси, поносили, оплевывали, а в революционных подпольных листках приговаривали и к смерти. Оставалось одно утешение: Богу молиться, да взаимно ободрять, нравственно поддерживать друг друга». Еп. Никон был одним из тех, кто не побоялся открыто и громко объявить себя врагом революции, поддерживал антиреволюционную деятельность монархистов. Он сослужил митр. Московскому Владимиру (Богоявленскому) при открытии 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве 6-12 апр. 1906. Большой резонанс в обществе имела его статья «Что нам делать в эти тревожные дни?», которая была опубликована в самый разгар революции 16 окт. 1905 в редактируемой В.А.Грингмутом газете «Московские ведомости». В статье он открыто призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества». Эта статья стала поводом для нападок на еп. Никона со стороны влиятельных либерально-бюрократических кругов.
25 апр. 1906 он был назначен на Вологодскую кафедру. Многие монархисты восприняли это назначение как наказание за активное участие в монархическом движении. Но еп. Никон не изменил своим идеалам. В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа (СРН), оставшись для монархистов одним из главных духовных авторитетов, к нему чаще всего обращались за благословением и поддержкой. Трогательную телеграмму владыка прислал в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской). В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность». 31 янв. 1907 еп. Никон стал членом Гос. Совета от Св. Синода, с 1 янв. 1908 - членом Св. Синода. Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Московскому съезду (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. - 4 окт. 1909), в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут языцы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского». Как член Гос. Совета и Св. Синода, он подолгу жил в столице и 24 апр. 1911 был избран членом Совета Русского Собрания (РС) (выбыл 8 марта 1912). 29 мая 1912 уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Св. Синода. В 1913 возведен в сан архиепископа и 4 апр. назначен председателем Издательского совета при Св. Синоде.
30 мая 1913 архиеп. Никон по решению Св. Синода был направлен на Афон с военным кораблем с целью воздействовать на русских монахов-имяславцев, в результате его действий несколько десятков афонитов были арестованы и вывезены в Россию. Действия архиеп. Никона вызвали неоднозначную оценку среди православных, многие осуждали его за жестокость.
В 1915 архиеп. Никон был переизбран в Гос. Совет. Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского совещания (Совещание монархистов 21-23 нояб. 1915 в Петрограде), приветствовал Нижегородское совещание (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26-29 нояб. 1915). В 1916 уволен по прошению от должности председателя Издательского совета и перебрался в родную Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Здесь под занавес своей жизни владыка Никон издал знаменитую книгу С.А.Нилуса «Близ есть, при дверех». Когда в разгар новой смуты Поместный Собор избрал митр. Тихона (Беллавина) Патриархом, архиеп. Никон обратился к нему с письмом, в котором просил Святейшего призвать православных стоять твердо за веру, вплоть до принятия исповеднического венца. С захватом власти большевиками стала невозможной издательская деятельность, оставалось только служить. В это время в Сергиевой лавре жил один из самых непримиримых врагов архиеп. Никона писатель и философ В.В.Розанов. Побывав на одном из Богослужений владыки, он записал в дневнике: «Я называл его дуроломом, а это святой, великий человек! Ему не в чем упрекнуть себя!». Скончался и погребен архиеп. Никон в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Соч.:
Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 1885; Репринт. Сергиев Посад, 1989; Где же наше христианство? Скорбные думы пастора. Сергиев Посад, 1910; Смерть графа Л.Н.Толстого. Сергиев Посад, 1911; Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914-1916; Православие и грядущие судьбы России / Сост. священник Я. Шипов. М., 1994 и др.
Лит.:
Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Сборник Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент. - 4 окт. 1909. М., 1910; Стрижев А. Никон Рождественский - великий святитель ХХ в. // Москва. 2000. № 7; Die Russischen Orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemeševskij). T.5. Erlangen, 1987.
Анатолий Степанов (Историческая энциклопедия "Черная сотня")

Стрижев А. Н.

Имя архиепископа Никона (Рождественского) постепенно в его творениях возвращается к русским людям: уже переиздана его замечательная книга "Меч обоюдоострый", в православной периодике появляются перепечатки его статей. Великое имя снова прочно входит в наш читательский обиход.

Естественно, о человеке такого масштаба, как владыка Никон, можно было бы рассказывать много, и все равно всего не пересказать, потому как жизнь его была поистине подвижнической, насыщенной событиями ярчайшими. Начну с его детства.

В Подмосковье есть село Чашниково - совсем, можно сказать, неизвестное село. Оно памятно разве тем, что в нем 4 апреля 1851 года в семье дьячка родился будущий архиепископ Никон. Семья у дьячка была многодетной - двадцать два ребенка!

В миру архиепископ Никон был Николаем Ивановичем Рождественским. Его отец, Иван Андреевич, скромный сельский дьячок, ничем особенным не выделялся на фоне тогдашней жизни. Мать, Ольга Ивановна, была, как говорил впоследствии сам владыка, "Христова крестоносица" - она несла большой и тяжелый крест по воспитанию огромного числа своих детей. Жила семья в чрезвычайно бедных, стесненных условиях, так что можно представить тот груз забот, который лежал на плечах этой сельской женщины.

Вот как впоследствии сам будущий владыка описывал свое детство:

"С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель - дьячок - топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились ангелы Божий. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе, - все говорило детскому сердцу: это - не простое место, это - храм Божий..."

Николай Рождественский от природы был хилым мальчиком, к тому же в пятилетнем возрасте он ослеп на один глаз. И вот такой полукалека сумел развернуться в гиганта. Великие способности у него определились как-то сразу. К восьмилетнему возрасту он уже три раза прочел славянскую Библию. Представьте, одноглазый мальчик сподобился прочесть огромную книгу, прочесть три раза на церковнославянском языке! Помимо этой книги, он прочел еще несколько томов Четьих-Миней, прочел и другие основные великие православные церковные творения. Так что, видно, в нем таились необыкновенное трудолюбие и рвение к Слову истины, которыми он обладал до самой своей смерти.

После окончания сельской церковноприходской школы Николай поступил в Московское духовное училище, где считался тоже первым учеником. При его блестящих способностях и необыкновенных знаниях он сильно выделялся среди других питомцев. Закончив несколько духовных училищ, Рождественский все-таки не стал поступать в Духовную академию, поскольку ему надо было добывать хлеб самому. Так что высшего богословского образования Николай не получил, но впоследствии, по обширным его знаниям, он будет избран почетным профессором Московской Духовной академии.

В 1874 году Николай Рождественский стал послушником Ново-Иерусалимского монастыря, основанного в XVII веке патриархом Никоном, пошел узким, тернистым монашеским путем. Некоторое время он подвизался в этом монастыре, а с переводом оттуда настоятеля, отца Леонида (Кавелина), наместником в святую Троицкую лавру туда же перешел и его послушник. Видно, так инок и наместник сдружились, что не захотели расставаться.

Прошло еще несколько лет, и в 1880 году Николай Рождественский принял постриг с именем Никон. В переводе на русский Никон - "побеждающий". Такое вот выбрали ему имя, и впоследствии он действительно будет побеждать врагов Церкви, врагов России.

Литературные способности проявились в Никоне чрезвычайно рано. Еще в училище он издавал журнал, писал стихи, причем неплохие стихи, и очень много всего этого сохранилось в его архиве. Слава Богу, его архив уцелел в революционные годы, и там, если мы откроем его папки, увидим и стихи ранних лет, и разного рода дневниковые записи. Литературная склонность в нем как-то весьма быстро определилась и приняла оригинальный характер. Стиль его письма - неподражаемо оригинален, всегда трепетно-динамичен, а главное, за что бы ни брался Никон, в нем чувствовался полемический задор - своими писаниями он весьма убедительно давал отпор разным извратителям истины. Будучи послушником в лавре, еще до принятия монашеского пострига, в 1879 году Никон начал выпускать Троицкие листки. К Троице притекало множество паломников, собственно, вся богомольная Россия стремилась посетить эту святыню, чтобы припасть там к цельбоносным мощам преподобного Сергия. И народ по всем углам России в котомках нес листки, издаваемые в лавре Никоном. Лаврская типография печатала их буквально сотнями тысяч штук; в общей сложности этих листков было напечатано более миллиона. Листки почти совершенно ничего не стоили, их продавали по копейке, а иногда давали и даром. Для народа они были любимым чтением. И когда такой паломник возвращался в родное село, он собирал богомольных людей - тогда вся крестьянская Россия была православной, по-настоящему богомольной и интерес к паломничеству наблюдался большой, - и соборно читались вслух эти листки, люди утешались, находили в них много слов нужных. Так читающая православная Россия получала душепитательное слово Лавры.

Между тем Никон не только занимался написанием статей для листков. В те молодые свои годы он сумел создать еще классическую книгу о преподобном Сергии. Его книга называется "Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца". Эту книгу переиздают и теперь - о великом святом ей равных нет. Написанная образным языком, книга настолько проникновенна, что даже черствое сердце наскоро разогреется и возгорится богомыслием при чтении ее замечательных страниц. Впервые книга о преподобном Сергии была издана в 1885 году и весьма быстро выдержала пять изданий - ее искали, ее читали, ее любили и любят до сих пор. Как сказал Иван Сергеевич Аксаков, книга "исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя".

Вот такой это был талант литературный! Мы иногда выпускаем из виду, что ведь и среди духовных публицистов было много одаренных литераторов. Часто думают, что церковная публицистика бесцветная. Ничего подобного! Церковная публицистика в лучших своих образцах - это еще и замечательные литературные произведения. Вспомним, к примеру, статьи и пламенные Слова святого Иоанна Кронштадтского, проповеди протоиерея Иоанна Восторгова или того же архиепископа Никона - все это, конечно, публицистика высочайшего уровня.

За Троицкие листки Никон получил Макариевскую премию в 1900 году. Тем самым высокое церковное начальство достойно оценило его работу. Естественно, был у него рост и по церковной линии: уже в 1904 году мы видим его епископом Муромским, затем он занимает Серпуховскую кафедру, позже становится настоятелем Свято-Данилова монастыря.

В 1905 году, когда разыгралась жестокая революция, епископ Никон не мог промолчать об этом ужасном разорении России. И вот 16 октября того бедового года в "Московских ведомостях" он печатает замечательную статью против кромешников: "Что нам делать в эти тревожные дни?" То есть что делать русским людям в такое лихое время. В статье он призвал русских людей сплотиться и дать отпор врагам России.

Этот призыв вызвал яростный накат еврейской печати на позицию Никона. Либеральные публицисты, чужероды вкупе с иудействующими, изрыгая хулу на подвижника Христова, вовсю выказывали свое обличье ненавистников России. Впоследствии, уже в наше время, у этих свистунов и ненавистников объявятся последователи, и среди них один даже прикроется рясой. Я имею в виду священника-филокатолика и ярого русофоба Георгия Чистякова. Это он, современный обновленец, встретит с ядовитой пеной у рта выход в свет книги публицистики владыки Никона "Православие и грядущие судьбы России", изданную Псково-Печерским монастырем в 1995 году (составитель - иерей Ярослав Шипов). Провокационная рецензия Чистякова пришлась по душе разве что злоумышленникам русофобской так называемой "Русской мысли" (1996, № 4137), сеятелям римо-католической ереси на нашей земле. Всем же людям, просвещенным Светом Христовым, даже и робкое то издание пошло на пользу. Оно усвоено и стало залогом будущих более полных сборников публицистики бесстрашного Святителя.

Но разного рода революционеры и смутьяны, естественно, и все ненавистники России с ними, ополчились тогда, в 1905 году, на владыку Никона, стали его проклинать на страницах "прогрессивной" печати за призыв к русским людям сплотиться, отвергнув путь позора и предательства своей страны, предательства своих же собственных интересов. Видите ли, Никон зовет людей одуматься и сплотиться! Виданное ли это дело! Началась оголтелая массированная атака, направленная против владыки Никона, докатившаяся и до Святейшего Синода. А в Синоде были в то время не все такими, как епископ Никон. Там были и те, кто иногда подыгрывал революционным страстям. Один из них - петербургский митрополит Антоний (Вадковский) - личность известная в истории Церкви своей двусмысленностью, симпатиями к разного рода прогрессистам-революционерам и к церковным реформаторам. Именно он настоял на том, чтобы удалить владыку Никона из Москвы и из Троицкой лавры, упрятать его подальше, в глубинку. И настояние Антония Вадковского поддержали синодалы, ведь Синод буквально завалили требованиями от лица так называемой "прогрессивной интеллигенции" и "трудящихся", раскрученных революционерами. В Синоде пошли им навстречу, назначив епископа Никона на Вологодскую кафедру. По существу, его услали подальше от Москвы, полагая, что в незаметном месте он будет потише. На календаре был 1906 год.