Архимандрит Лонгин (Жар). Епископ Банченский Лонгин (Жар) вместе с клиром, монахами и мiрянами встал на защиту Святой Православной Веры Архимандрит лонгин михаил жар настоятель свято

05.01.2024 Колит

Анна Петросова

27.09.2013 - 05:07

На украинско-румынской границе в селе Банчены (западная Украина) располагается необыкновенная обитель – Свято-Вознесенский монастырь. Здесь живет известный на всю Украину монах-усыновитель. У 48-летнего архимандрита Лонгина (в миру Михаил Жар) 332 ребенка. Многие из них ВИЧ-инфицированы, больны гепатитом С и ДЦП. Отец Лонгин забирает из детских домов и интернатов самых безнадежных, с тяжелейшими диагнозами детей и даже если не спасает их от смерти, то продлевает им жизнь в заботе и любви.

Пряничный городок

Своим детишкам батюшка отстроил великолепный приют в селе Молница, настоящий детский пряничный городок с цветами и сказочными фигурками. Для мальчиков, для девочек и для ВИЧ-инфицированных детей возвели три разноцветных корпуса. Мраморные лестницы оборудованы подъемниками для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться.

Здесь очень уютно и пахнет по-домашнему. В комнатах красивая мебель, ковры, множество игрушек. Везде – аквариумы с рыбками и цветы. За воспитанниками ухаживают 104 человека, из которых 65 – монахини, остальные – оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Дети (кому позволяет здоровье) свободно бегают по корпусам, играют в шумные игры. Они часто подбирают на улице котят или щенков и приносят их в дом. Им не запрещают выхаживать животных, их добрые побуждения только приветствуются.

Для своих деток батюшка также построил бассейн, сауну, теплицу, стадион со специальным покрытием.

Однажды младшие дети попросили у папы – отца Лонгина – ролики. Он ролики купил – больше 200 пар, но оказалось, что кататься на них в деревне негде. Тогда на помощь приехали иноки из Банчен (монахи любят навещать детей, дарить им подарки на дни рождения) и проложили асфальт на заднем дворе приюта.

У архимандрита Лонгина много наград – церковных и государственных, в том числе и звание Герой Украины. Инок действительно стал для украинцев буквально национальным героем, но для своих нескольких сотен детей он просто папа, который окружил их заботой и любовью. Он и в футбол с ними играет...

До сих пор, несмотря на безумную занятость, отец Лонгин часто с утра сам варит суп для своих детишек! Когда он появляется в детском городке, ребята бегут к нему со всех ног: «Папа, папочка пришел!» Будучи не в силах дотянуться до каждого, чтобы обнять и поцеловать, батюшка ложится на пол, а малыши наваливаются на него сверху с визгами и хохотом: «И меня поцелуй, папочка! И меня!»

У самого отца Лонгина было трудное детство. Он очень бедно жил с матерью, уже в 11 лет вышел работать на ферму дояром. Один день учился в школе, второй – трудился на ферме. Пропускал много уроков, пришлось перейти на ночную работу скотником. «У меня были только одни штаны, мамины, - вспоминает архимандрит. - Ночью я убирал за скотом, а утром стирал свои штаны, обматывался простыней, надевал поверх нее мокрые брюки и шел в школу. Дети от меня шарахались – даже после стирки одежда воняла фермой. Друзей у меня не было – никто не хотел со мной играть» .

А вскоре он остался сиротой. После смерти матери полгода пролежал в больнице. Как-то зимой стоял на улице, смотрел на дым, вьющийся над соседскими крышами, и вопрошал Бога: «Господи, почему у меня нет дров? Да ладно с ними, с дровами… Вот если бы мама была жива!.. Но нет ни мамы, ни тепла, ни семьи. Почему?!»

Поэтому когда в голодные 90-е, будучи молодым священником в храме села Бояны, отцом троих детей, Михаил Жар привез в детский дом молоко, он долго не раздумывал. Условия, в которых находились дети, настолько потрясли 27-летнего батюшку, что тот сразу забрал с собой двух малышей.

Немного погодя отец Михаил увидел в черновицком детском доме трехлетнего Ваню с ДЦП. Ему стало так жаль этого ребенка, что он убедил жену Лидию забрать мальчика. Малыша возили по святым местам, клали в ясли, где родился Иисус Христос. И он начал ходить! Сейчас ему 24 года, папа назначил его директором магазина. На все вырученные деньги Ваня накупает сладостей и раздает другим детям. После Ивана официально отец Михаил усыновлял детей до тех пор пока не переполнилось место в паспорте. Остальных он уже брал под опеку.

Обитель

В 1996 году отец Михаил принял постриг, стал иноком Лонгином, но это вовсе не означало, что батюшка оставил своих детей. Они переехали вместе с ним на новое место. По благословению он начал строить обитель, с первыми четырьмя монахами обживать пустырь. Местные жители хорошо знали батюшку и любили, как-никак до пострига он служил по соседству. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много: работали на стройке, везли кирпич, бревна, продукты и деньги.

Со временем на территории монастыря выросло семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони - малышей катать. Вместе со строениями росло и количество детей, опекаемых отцом Лонгином.


«Однажды отпевал я молодую женщину , - вспоминает архимандрит. - Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, - говорю. - Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь» .

Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Удобное место нашлось в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры и стали заниматься детьми.

Так и получилось, что теперь в Банченах – мужской монастырь (в нем сейчас – 86 монахов), в Боянах – женский (в нем – 120 монахинь), а в Молнице – детский приют. Отец Лонгин – духовник обоих монастырей.

При такой насыщенной жизни отец Лонгин не отличается здоровьем. Он перенес три инфаркта, две операции на сердце, удаление раковой опухоли и химиотерапию. В 2004 году во время операции у отца Лонгина остановилось сердце. Врачи не могли запустить его пять часов.

– Помню, я на минуту пришел в сознание и подумал: «Господи, если ты позволишь мне пожить еще немного, я построю собор Святой Троицы» , - вспоминал архимандрит. - Бог даровал мне жизнь, и я сдержал свое обещание. Просил, чтобы люди приходили и клали по одному кирпичику в строящиеся стены храма. Собор строили пять лет. Сейчас это один из красивейших и крупнейших православных храмов в Европе .

Приют для отверженных

В 2002 году в доме малютки отец Михаил увидел двухмесячную Ларису. От нее отказалась мать, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Воспитатели держали ее запертой в отдельной комнате. Девочку вообще не брали на руки, а к кроватке подходили в маске и перчатках. Врачи предупредили батюшку, что СПИДом могут заразиться все члены его семьи. Было страшно, но еще больше было жаль обреченного младенца. За одну ночь монахи провели воду в отдельную комнату, поставили в ней самую красивую кроватку. Потом отец Лонгин отправился в женский монастырь и сказал монахиням: «Я взял девочку с ВИЧ. Кто желает ухаживать за ней, понимая, что и сам может заразиться неизлечимой болезнью?» Вызвались сразу несколько человек. Девочку окрестили Филафтеей, она почти не ходила, потому что ее все время носили на руках. Потом Филафтея немного окрепла, она приходила в церковь и, когда иноки пели, стояла перед ними и дирижировала. А недавно врачи были очень удивлены, увидев ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Сейчас Филафтея учится в пятом классе и ей сняли страшный диагноз.

А в 2009 году, когда отец Лонгин оформил опеку над 36 малышами в возрасте от года до семи лет из Киева, Николаевской, Одесской и Днепропетровской областей, заселили корпус для ВИЧ-инфицированных детишек. В настоящее время здесь живут уже 80 ребят с таким диагнозом: отец Лонгин собрал их из детских домов по всей Украине. Их не ограждают от других воспитанников: ребята вместе ходят в школу, играют, плавают в бассейне. Единственное, сестры следят, чтобы малыши чистили зубы индивидуальными щетками. Эти ребятишки нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, поэтому в приюте было создано детское отделение областного центра СПИДа, где они находятся на антиретровирусной терапии и их кормят очень калорийной пищей, потому что всем прописаны сильные лекарства.

«Малыши меняются на глазах: сразу поправляются, веселеют, расцветают , - утверждает старшая медсестра центра, помощник эпидемиолога Раиса Килару. - Шести деткам уже сняли диагноз ВИЧ-инфекция... Дети пробыли в нашем центре всего полтора года и излечились. Мы трижды брали анализы у Филафтеи, Миши, Лаврентия, Антона, Алины и Валентина. Тесты подтвердили, что в крови детей вирус иммунодефицита отсутствует» .

Важнейшим для монастыря событием стало открытие в конце 2011 года дома инвалидов. Под опекой архимандрита находится 125 детей-инвалидов, самому старшему двадцать лет, а младшей – годик.

…Глеб живет в приюте 18 лет. Больная раком мать родила сына-калеку и перед смертью сама принесла младенца отцу Лонгину. Глухой, слепой, с тяжелейшим поражением нервной системы, он узнает людей только по прикосновениям. 11-летний Нектарий с рождения страдает гидроцефалией и артрогриппозом. У мальчика огромная голова, маленькое тело и недоразвитые конечности. Лежа на полу, он улыбается гостям и кивает головой.

Степу батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчик выскочил вперед и прочитал стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за батюшкой, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Теперь по большим церковным праздникам отец Лонгин берет его на звонницу. Степа звонит в колокола, зажав канат в зубах. В новом доме он подружился с Ромой, который играет на синтезаторе, его поставили – специально – рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него – ДЦП.

Кроме трех сотен детей и двухсот иноков, под опекой отца Лонгина находятся еще и 60 живущих при монастыре престарелых людей.

Архимандрит Лонгин не перестает дивиться тому, откуда берутся средства на содержание такого количества людей. Каждый день он ходит на почту: туда постоянно приходят денежные переводы со всей страны. Помогают спонсоры. К примеру, одна женщина подарила детям корову, другая – два гектара земли. На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку. Помимо этого, в угодьях обителей – поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми. В итоге, своих продуктов и монастырю и приюту хватает, а излишки бесплатно передают окрестным социальным учреждениям.

Однажды вечером с монахами архимандрит Лонгин трудился в поле: собирали кукурузу. В тот момент к нему прибежали с кухни и сообщили, что закончилось подсолнечное масло и не на чем готовить ужин. Вечером местные магазины закрыты, но чтобы приободрить всех батюшка сказал: «Если надо, Господь пошлет нам подсолнечное масло» . Прошло полчаса, и вдруг в обитель приехал незнакомый мужчина: «Батюшка, я привез вам… 200 литров подсолнечного масла» . На радостях монах схватил мужчину за руки и стал кружиться с ним: «Тебя послал сам Господь. Сегодня в монастыре закончилось подсолнечное масло!» Тот вырвался и убежал, а через час мужчина вернулся: он привез еще 40 литров масла!

Сейчас отец Лонгин строит поселок для повзрослевших отпрысков. Двадцать детей уже сыграли свадьбы. Все они получили высшее образование. «Но разве можно в наше время построить дом на зарплату учителя или врача? - сокрушается архимандрит Лонгин. - Помогаю, чем могу: оставить детей на половине дороги – большой грех. Сейчас мы строим 10 домов. Но скоро будут новые свадьбы. Чтобы обеспечить всех жильем, я взял в аренду землю в Черновцах. Если Господь сподобит, скоро зальем фундамент под многоквартирные дома» .

7 августа, не дожив до своего 41-летия всего три месяца трагически погиб один из самых известных и харизматичных священников Киево-Печерской Лавры - отец Лонгин (Чернуха). Буквально неделю назад, этот пышущий здоровьем и неуемной энергий молодой, не побоимся этого слова, человек принимал активное участие в подготовке к празднованию 1025-летия Крещения Руси. В комментарии корреспонденту ГолосUA еще буквально недавно он рассказывал о том, что христианская святыня - крест апостола Андрея пробудет в Киеве, в Трапезном храме лавры не более суток. А 9 августа, в том же храме усыпанный цветами стоит гроб с телом священника... Байкер, продвинутый юзер и душа любой компании Об этом человеке можно писать с разных сторон. Он был духовником, но светские издания брали у него интервью, спрашивая о вариациях наилучшего устроения духовной жизни. Он был насельником Киево-Печерской Лавры, и православные журналы печатали его мысли о монашестве, послушании, о том, как это - умирать для мира. Он был главным редактором единственной в УПЦ официальной газеты и вместе со своим коллективом на своих плечах нес этот груз «единственности». А еще - он не чурался благ цивилизации, активно присутствовал в социальных сетях был продвинутым пользователям гаджетов и, как это принято говорить на молодежном сленге, «постил», «комментил» и «лайкал», что в сознании многих никак не могло бы сочетаться с духовным саном. Не говоря уже том, что бы одеть модную оправу или повязать на голову бандану... А у него все это каким-то дивным образом сочеталось, не вызывая неприязни или отторжения. Он - архимандрит Лонгин (в миру - Чернуха Виталий Григорьевич) родился 5 ноября 1972 г. в г. Уссурийск Приморского края в семье военнослужащего и учительницы, майора Григория Михайловича и Людмилы Петровны Чернух.
В 1987 г., по окончании средней школы №3 г. Ровно, поступил в Дубновское педагогическое училище, которое окончил в 1991 г. со специальностью учитель младших классов. С 1991 по 1992 гг. работал по специальности в средней школе № 27 г. Ровно. С 1992 по 1995 гг. учился в Киевской духовной семинарии, куда поступил по благословению архиепископа Ровенского и Острожского Иринея (ныне митрополита Днепропетровского и Павлоградского). В 1995 г. поступил в Киевскую духовную академию, окончил Академию в 1999 г. За годы учебы в Духовных школах нес послушания библиотекаря, помощника секретаря заочного сектора обучения, работал в редакции «Православного вестника» и «Церковной православной газеты», курировал Воскресные школы при КДАиС для взрослых и детей. С 1999 г. - преподаватель предмета Педагогика и психология в Киевской духовной семинарии. С 2001 г. - насельник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры: 13 апреля 2001 г. пострижен наместником Лавры Высокопреосвященнейшим митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом в рясофор с именем Лонгин, в честь мч. Лонгина Сотника. В 2012 г. возведен в сан архимандрита. С 2013 г. — председатель Календарной комиссии УПЦ. Бакалавр богословия, член рецензионной комиссии Издательского отдела Украинской Православной Церкви и Всеукраинского православного педагогического общества, соавтор программ и учебно-методических комплектов по предмету «Христианская этика в украинской культуре» для детей и младших классов, член союза кинематографистов Украины. Для меня жизнь - Христос и смерть — приобретение... Первым страшную весть в своем Facebook сообщил пресс-секретарь УПЦ МП священник Георгий Коваленко. «В автокатастрофе погиб Лонгин Чернуха. Господи, упокой его душу», - написал Г. Коваленко. По словам отца Георгия, авария произошла на трассе между Николаевом и Одессой. «Подробности мы пока не знаем, сейчас туда выезжает машина из Лавры», - добавил он. «Авария произошла в 15.10 на 106-м километре дороги Одесса-Мелитополь, водитель машины Renault Clio двигался в сторону Одессы и допустил съезд вправо в кювет. Машина перевернулась и столкнулась с деревом. Водитель скончался на месте», - сообщили позже в пресс-службе ГАИ Николаевской области. «Это большая потеря для Лавры, для Церкви, для студентов-семинаристов, которые очень его уважали. Ведь он преподавал в семинарии, он очень образованный, интеллигентный человек, даже по манерам было видно, что это белая кость. Он большой знаток литературы и культуры - русской, украинской, мировой. Он возглавлял Лаврскую типографию, выпускал газету. Очень жаль», - сообщил в тот же день пресс-секретарь Лавры Василий Анисимов.
«Архимандриту Лонгину было 40 лет. По нашим земным меркам - это мало, но неисповедимы пути Господни... Иной возраст физический, иной возраст духовный. И мы христиане знаем, что человек отходит ко Господу тогда, когда его душа более всего готова для перехода в жизнь вечную. Поэтому наша скорбь растворена радостью, не только радостью надежды на то, что светлая душа отца Лонгина ныне пребывает в селениях праведных, где нет ни скорби, ни воздыхания, но и надежды на встречу, если сподобит нас Господь, в жизни будущего века. Светлая память нашему батюшке!”, - добавили позже в пресс-службе от лица всех близких и знакомых... Организацией похорон Лонгина займется лично наместник Лавры В эти минуты в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры проходит отпевание трагически погибшего в ДТП архимандрита Лонгина (Чернухи). Литургия по усопшему началась в 6 утра, а в 7.30 к гробу с телом священника допустили верующих. У гроба, установленного в центре храма, всю службу простояло несколько сотен прихожан, а тело усыпали цветами.
Как сообщил корреспонденту ГолосUA пресс-секретарь УПЦ (МП) Георгий Коваленко, все взяла на себя Киево-Печерская Лавра. На уточняющий вопрос, когда и где будет похоронен Лонгин (Чернуха) отец Георгий сообщил, что этим вопросом также занимается наместник Лавры Павел. «Мы к этому отношения не имеем, всем занимается Лавра и наместник решит, где похоронят архимандрита», - подытожил он. «Просто чувствую, что он с нами...». - добавила ответственная информационного отдела УПЦ по связям со СМИ Жанна Шевченко, логично и емко высказавшая все, то этот момент можно было бы сказать об отце Лонгине.

Епископ Лонгин – в миру Михаил Жар – построил уникальный детский городок, где возвращаются к жизни малыши с тяжелыми врожденными заболеваниями. Сам отец Лонгин в последние годы перенес три инфаркта и две операции на сердце и при этом остался жив. Он знает, почему: настоящая любовь творит чудеса.

Первые «экземпляры»

Двадцать с лишним лет назад на пустыре у села Банчены Черновицкой области отец Лонгин с четырьмя монахами начал строить Свято-Вознесенский монастырь. Сейчас на его территории уже красуются семь храмов, жилые братские корпуса, колокольня, конюшня для пони и даже вольер с павлинами, построенный на радость детишкам.

Здесь же в начале 90-х Михаил Жар начал создавать свой детский приют, для которого потом нашлось более удобное место – в четырех километрах от монастыря, в селе Молница.

История появления в приюте первых детей уже стала преданием. Как-то медсестры местного дома малютки пригласили батюшку в гости, чтобы показать своих воспитанников. Однако условия, в которых содержались дети, просто потрясли священника – он схватил в охапку двоих малышей и увез их в монастырь. К тому времени у отца Михаила с супругой матушкой Соломией уже было трое своих детей – Владимир, Михаил и Мария. Стало пятеро. Так началась история детдома семейного типа, как теперь официально называется монастырский приют.

– Потом, помнится, зимой отпевал я молодую женщину, – рассказывает отец Лонгин. – Смотрю, весь народ уже разошелся, а на могиле остались четверо пацанов – стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу, боятся расцепить руки, чтобы их по интернатам не разобрали. Оказалось, им просто некуда было идти, а на улице мороз градусов 20. Тогда я без раздумий забрал их с собой.

А однажды, как раз в канун Нового года, к воротам монастыря подбросили новорожденную девочку, упакованную в коробку из-под бананов.

– Сколько малышка там мерзла, уж и не знаю, – говорит отец Лонгин. – Взял ее на руки, а она холодная, как ледышка, совсем окоченела. Врачи в больнице говорили, что шансов нет, но с Божией помощью девочку удалось спасти. Мы назвали ее Катенькой, а фамилию дали Счастливая...

Безрукого Стёпку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Сперва мальчонка прочитал ему свои стихи, а потом целый день ходил за ним по пятам и канючил: «Пожалуйста, заберите меня отсюда!» Ну, батюшка и увез Степана в свой детский дом. Там мальчик стал взахлёб читать все книги подряд, за что сразу получил прозвище Философ.

После отец Михаил официально усыновил еще 27 малышей – куда ни поедет по делам, обязательно кого-то привезет.

– Бумажки ведь для меня не имеют никакого значения, – уверяет Михаил Васильевич, – все это мои родные дети. Если в паспорте для их записи места не хватает, то в моем сердце его всегда предостаточно!

Дети лечат от инфаркта

Отец Михаил не боялся усыновлять детей не только с ДЦП, но и со СПИДом, на которых даже врачи махнули рукой.

– Как-то в больнице я увидел шестимесячную крошку, больную СПИДом, – вспоминает отец Михаил, – от которой отказалась мать. Девочка смотрела на меня такими глазами, что аж сердце защемило. А медсестры даже прикасаться к ней боялись. Всю ночь я не сомкнул глаз, а с утра пришел, взял ее на руки и просто спросил, какие нужны документы, чтобы забрать этого ребенка.

Через некоторое время Лариса – так звали малышку – приняла крещение и стала Филатеей. В приюте девочка прошла курс ретровирусной терапии, после которого доктора, увидев результаты ее анализов, были просто шокированы: следов ВИЧ-инфекции в крови ребенка совсем не осталось...

Со временем статистика детского СПИДа во многих регионах Украины заметно понизилась, зато в Черновицкой области – резко возросла.

– Кабы я мог, обнял бы всех сирот на земле, – признается отец Михаил, – они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь! Я не могу без своих деток, они – мое лекарство. Однажды у меня был инфаркт, я умирал, а врачи не могли ничего поделать. Тогда сестры без моего ведома привели ко мне детей. Я начал улыбаться, чтоб они не видели, как мне плохо. А потом мне вправду полегчало, так я и выжил.

Замечу, что в свои 48 лет отец Лонгин перенес уже три инфаркта и две операции на сердце. Несмотря на это, он успевает позаботиться о каждом своем ребенке, а также проводит службы и принимает тысячи паломников.

Говорит, хотя рядом много помощников, иногда так заморочится, что даже не знает, ночь на дворе или день. Как-то батюшка начал было роптать, но когда в доме инвалидов увидел детей, годами лежавших без движения в постели, дал обет никогда более не жаловаться на трудности.

Никогда ничего не просил

В округе ведомо всем, что отец Лонгин принципиально не просит помощи ни у кого и никогда, но при этом его дети обеспечены всем необходимым. Батюшка уверяет, что тут не обходится без поддержки Господа, а также многих добрых людей, живущих по соседству. Например, один бизнесмен как-то пригнал цистерну подсолнечного масла, а добрая соседка подарила приюту корову. Еще одна женщина отдала весь свой пай – два гектара земли, где сейчас выращивают картошку для детского городка. Кроме того, в монастырских угодьях имеются огороды, поля, сады и ферма, так что своих продуктов монастырю и приюту вполне хватает.

Детский городок отца Лонгина состоит из трех трехэтажных корпусов – для мальчиков, для девочек и для ВИЧ-инфицированных, где, к слову, работает и матушка Соломия. Дети живут по четыре – шесть человек в комнате. Всего в приюте детей опекают 104 человека, из которых 65 – монахини, а остальные – наемные: медсестры, повара, воспитатели. В каждом жилом корпусе мраморные лестницы с пандусами, новая мебель и горы игрушек. Повсюду аквариумы с рыбками, птички и много-много цветов. Имеются также сауна и бассейн, а на заднем дворе – игровая площадка и стадион.

– Бывало, приходят люди и видят непорядок: настоятель вместо службы гоняет с детьми мяч во дворе, – качает головой батюшка. – А как откажешь, если дети просят: «Папа, давай поиг-раем в футбол!» Думаю, Господь простит мне этот грех, если, конечно, это грех...

Несколько десятков усыновленных отцом Михаилом детишек стали уже совсем взрослыми и упорхнули из гнезда – отправились учиться в вузы или обзавелись собственными семьями. Некоторых из них отец сам же и обвенчал здесь, в своей церкви. Для подросших ребят отец Михаил рядом с приютом строит своими силами небольшие уютные домики, в которых дети могут поселиться всей семьей.

– Как нормальный отец, я никогда не брошу своих взрослых детей на произвол судьбы, – заверяет Михаил Васильевич. – По-прежнему буду их любить, помогать им и конечно же терпеливо дожидаться внуков.

Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший… 253 малыша

— …Батюшка в каком-то монастыре на западной Украине усыновил 253 малыша.

Сколько-сколько? - переспрашиваю своего собеседника.

Двести пятьдесят три, - раздельно повторяет он. - А еще построил для них дома, основал два монастыря и строит приют для инвалидов. И при этом никогда ничего ни у кого не просит.

В этом месте мой мозг окончательно «засбоил». Или это неправда, или об этом должны знать все. Или так: слишком красиво, чтобы быть правдой. И обидно, если это неправда. Способ один - узнать и увидеть все самому.

Банчены - это где?

Меня опередил Патриарх. Еще 2 октября этого года Святейший Патриарх Кирилл в ходе своего визита в Черновицкую область побывал в доме при Свято-Вознесенском монастыре в селе Банчены.

«Товарищ Риббентроп, давай рубанем здесь поровнее!» - говорят, именно такими словами в августе 1939 года Вячеслав Молотов предложил своему немецкому коллеге выпрямить границу СССР, огибавшую выступ польских и румынских земель. Тот особо не возражал. Так образовался в Черновицкой области очень необычный Герцаевский район, где абсолютное большинство населения - румыны. В тех краях и стоит село Банчены, и Свято-Вознесенский монастырь неподалеку от него.

«Это совершенно уникальная часть нашей страны и Церкви, - считает викарий Черновицкой епархии, епископ Хотинский Мелетий. - Местные живут своим укладом, в румынской традиции. В селах до сих пор есть люди, не понимающие украинского языка, хотя район уже 70 лет находится в Украине. В церквях официально совершают богослужение по новому стилю и на румынском. На это есть особое благословение от Святейшего Патриарха Алексия I. Дело в том, что Румынская Церковь - новостильная, поэтому, когда Герцаевский район стал канонической территорией Московского патриархата, чтобы предотвратить возможные расколы, за приходами сохранили право служить, как они привыкли. А вот в Банченском монастыре, вероятно, самом большом неславянском монастыре в Русской Церкви, тоже служат по-румынски, но все-таки по старому стилю».

Руководит монастырем архимандрит Лонгин. Тот самый, кого две с половиной сотни детей называют папой. Это правда, которая невероятней выдумки.

Монастырь на пустыре

Наша история началась всего 17 лет назад, - рассказывает отец Амфилохий, насельник обители. Рассказывает он на русско-украинско-румынской смеси языков. Местные так говорят с приезжими почти все. Между собой - как кому удобно говорить и понимать. Такой тебе своеобразный маленький Вавилон. - Когда отец Лонгин пришел сюда с первыми четырьмя монахами, здесь был пустырь. Но батюшку местные хорошо знали и любили - до пострига он служил по соседству, в храме села Бояны. Поэтому, когда началось строительство монастыря, помощников собралось много. Кто жил в окрестных селах, приходили на стройку, работали. Кто подальше, помогали, чем могли: и кирпичом, и бревнами, и продуктами, и деньгами.

Свято-Вознесенский мужской монастырь. Фото: Екатерина Степанова

Сейчас на территории монастыря уже семь храмов, трапезная, братские корпуса, колокольня, фонтан, вольер с павлинами, конюшня для пони…

Так у нас же дети, потому и пони, - отец Амфилохий, как опытный экскурсовод предвосхищает мой вопрос. - Сначала приют был в монастыре. Первых детей отец Лонгин взял еще в Боянах, и они переехали вместе с ним, можно сказать, на стройку. Когда детей стало больше, чем монахов, начали думать о строительстве для них отдельного здания. Нашлось удобное место в четырех километрах от монастыря, в селе Молница. А в Боянах в то время на базе прихода образовалась женская монашеская община. Сестры начали заниматься детьми. Так и получилось, что теперь в Банченах - мужской монастырь (в нем сейчас - 86 монахов), в Боянах - женский (в нем - 120 монахинь), а в Молнице - детский приют. Отец Лонгин - духовник обоих монастырей и приемный отец всех деток в приюте.

«Усiх дiтей любити надо!»

Лонгин - это монашеское имя. На самом деле его зовут Михаил. Михаил Васильевич Жар. Ему всего-то 46 лет, из них 20 воспитывает сирот.

Банченский приют. Фото: Екатерина Степанова

Идея приюта чья? Ваша?

Божья, - говорит так, что веришь. Вере ведь, в принципе, и не требуется никаких доказательств. Да и какая разница, кто первый решил собрать никому не нужных детей, кормить их, нянчить, лечить, учить грамоте и вере?

История появления в монастыре первых детей уже стала местным преданием. У отца Лонгина (тогда еще отца Михаила) в Боянах были коровы. В начале 90‑х время было голодное. И он стал жертвовать в местный дом малютки молоко. Медсестры в благодарность решили показать батюшке, кому идет это молоко. Условия, в которых находились дети, потрясли отца Михаила. Он схватил в охапку двух малышей и унес их с собой. Так было положено начало «детскому дому семейного типа», как теперь официально называется монастырский приют, а отец троих детей, рожденных в браке, стал отцом пятерых. Потом отец Михаил усыновил еще 27. А затем в его паспорте кончились страницы, куда записывают детей. Следующих 224 ребенка он взял под опеку. Собирал их по всей области. Поедет куда-нибудь по делам - обязательно привезет.

Однажды отпевал я молодую женщину, - вспоминает отец Лонгин. - Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из них был еще крошечка. Я спрашиваю: «Что вы не идете домой?» А они мне говорят: «Мы без мамы не пойдем. Нам идти некуда». Отец-то от них ушел, а мама вот умерла. «Ваша мама теперь на небесах, - говорю. - Пойдете ко мне жить?». Кивают. Ну, я и привез их в монастырь.

Как-то к воротам подбросили новорожденную девочку в коробке от бананов.

Мама родила ее под Новый год, в коробку бросила и принесла нам. Сколько она там лежала в мороз, не знаю, - говорит отец Лонгин с мягким, певучим румынским акцентом. - Я взял ее в руки, она была такой холодной, как камень. Совсем замерзла. Мы скорее отвезли ее в больницу. Все врачи говорили, что шансов нет. Но с Божией помощью девочку удалось спасти. Врачи сами дали ей фамилию Счастливая. А назвали мы ее Катенька.

Степку батюшка встретил в интернате для детей-инвалидов. Безрукий мальчишка выскочил вперед и прочитал отцу Лонгину стихи собственного сочинения. Потом он ходил по пятам за священником с матушками, а когда тот собрался уезжать, Степа прижался лицом к рясе и попросил: «Заберите меня, пожалуйста, отсюда!» Батюшка заплакал, обнял Степу и увез с собой. Тут, в детском доме, мальчик стал читать книги. Много книг. Теперь ему нравится спорить. Матушка Елизавета ласково называет его «философом».

А его друга Ромку - «музыкантом», потому что тот играет на синтезаторе, который поставили - специально - рядом с его кроватью. Этому мальчику трудно передвигаться. У него - ДЦП.

Но тут атмосфера такая: никто несчастным или ненужным себя не чувствует.

А что еще детям надо? Только чтобы любили тебя таким, каким ты есть.

Мы сначала думали: ну заберем 50. Потом - 100. Затем решили - и 150 ребятишек сумеем досмотреть, но… Они ж, бедные, так настрадались за свою еще коротенькую жизнь, что сил нет у меня: знать, как им больно, и не забрать к себе! И когда их было уже 200, считал - ну это все! Но как же «все»?.. Теперь говорю, наверное, 300 будет.

Это отец Лонгин строит планы на будущее. Свое и своих детей, будущих тоже.

Якби мог обнять всех сирот на земле, я б це зробив, - когда он сильно волнуется, то слова по-русски и по-украински у него получаются вперемешку. - Они немощны. Их любить надо. Усіх дітей любити надо. А цим ще й допомогти, щоб вижили. Я не могу без них! Вони - моє лекарство. Не було б їх зі мною, зря б на земле тогда жил.

Он почему-то не боится усыновлять детей с ДЦП. Странный, правда? Потом стал собирать тех, на кого даже врачи рукой махнули: мол, не жильцы. Да-да, я о СПИДе.

Когда СПИД отступает

Таких сегодня в приюте 49 человек (у шестерых из них диагноз сейчас сняли). Батюшка собирал их по детским домам со всей Украины. «За счет» особого контингента священника статистика «детского СПИДа» во многих областях Украины понизилась, а в Черновицкой - возросла. Это же статистика, цифры, запятые. Какое ему и нам всем до нее дело, правда?

В корпусе с ВИЧ-инфецированными детьми особый режим.

В приюте дети получают всю необходимую терапию, здесь для них - отдельный медицинский персонал, усиленное питание. На базе приюта открыт региональный СПИД-центр, который сотрудничает с фондом «АнтиСПИД» Елены Франчук. Батюшка, кстати, сотрудничает с огромным количеством людей. Не только в Украине. Вот, например, тому, кто побывал в любом детдоме Украины, здесь в приюте что-то кажется странным в одежде детей. Да и одежда новая, не застиранная, по размеру. Ведь обычно в детских домах дети носят так называемую «благотворительную помощь», то есть, «секонд хенд». А здесь батюшка заключил контракт с турецкой фирмой на поставку одежды для детей. Новой и по размеру!

Как в приюте оказались дети со страшным диагнозом?

Очень просто. В доме малютки отец Лонгин увидел красивую девочку. От нее мама отказалась, потому что дочь была ВИЧ-инфицирована. Санитарки от нее тоже шарахались. В патриархальном западноукраинском обществе слова «СПИД» и «смерть» - где-то рядом.

Когда я увидел ее, мне стало очень больно, - вспоминает священник. - Она так грустно смотрела на меня, а я боялся дотронуться до нее, чтобы не принести своим детям инфекцию.

Думаю, в ту ночь отец Лонгин не спал, вспоминая эту двухмесячную девочку. А утром попросил братьев в монастыре, чтобы они обставили как можно лучше комнату, поставили там нарядную кроватку, потому что здесь будет жить ребенок, девочка.

Маленькая Лариса - так ее звали - приняла крещение, сейчас она Филатея. Здесь, в приюте, девочка прошла курс ретровирусной терапии. Доктора были очень удивлены, увидев недавно ее анализы: следов ВИЧ-инфекции в крови нет. Теперь Филатея живет с остальными ребятами, перешла в пятый класс.

Как это делается?

Отца Лонгина в Банченах боготворят. Он дает людям надежду. Жить как люди. И не только тем, что воспитывает детей.

Комната девочек. Фото: Екатерина Степанова

Ну, представьте себе, не Бог весть где появился монастырь, а затем - вернее, почти синхронно - детский городок, и села, которые рядом, стали газифицировать.

Газовую «ветку» к приюту перекинули через речку Прут. Заодно и селу досталось.

Знаю, что вы не просите помощи. Принципиально, - говорю я отцу Михаилу. - Но как получается, что у вас и у детей все есть?

Думаю, это Господь сам ложить на серце тим, хто хоче зробити добро. Дуже багато людей в Україні добрих… Которые рядом с нами.

Вспоминает, как однажды в кухне закончилось масло. И денег нет, чтоб купить, а готовить надо на столько душ! За раз на одни только салаты (примерно 15-20 килограммов овощей) - «прірва олії» расходуется.

И вдруг является какой-то человек из местных бизнесменов: «Хочу, - говорит, - помочь вашим детям, у мене своя олійниця, сулею вам приніс, беріть. Это от сердца».

Батюшка его благословил и расцеловал. Тот на радостях потом чуть ли не цистерну масла привез.

Батюшка не говорит, что первый кирпич в фундамент одной из колоколен монастыря закладывал в 2004‑м тогдашний премьер-министр Украины Янукович. Потом еще приезжал, привез гостинцев детям и домашний кинотеатр. А президент Ющенко наградил его орденом. Орденоносному батюшке решать вопросы легче. Газ в приют протянули не без помощи Юрия Бойко и Игоря Бакая. Достучаться так высоко тоже надо уметь.

Монахини рассказывают, что «ще одна жінка, котра помогти дітям хотіла, корову привела, а друга - увесь пай, два гектари, віддала».

На этих гектарах для детского городка монахини выращивают картошку.

В угодьях монастыря, кстати, чего только нет: поля, сады, огороды, ферма, цветочные оранжереи. Своих продуктов монастырю и приюту хватает с избытком. Излишки развозят по окрестным социальным учреждениям бесплатно. Дети трудятся на монастырских хозяйствах наравне со взрослыми.

Что получается?

Трехэтажные здания, светлые окна, мраморные лестницы, причем оборудованные подъемы для тех ребят, кому трудно самостоятельно передвигаться. Это и есть детский дом семейного типа. Каждый дом - разного цвета. Розовый, желтый, синий…

Внутри паркет устелен коврами. Не ковролином, а настоящими мягкими коврами.

Стены увешаны картинами: природа, религиозные сюжеты. Везде - аквариумы с рыбками. Птички поют. Много зелени. А вокруг зданий - невероятное количество цветов.

Дети живут по четыре-шесть человек в комнате. За каждой комнатой закреплена сестра. Всего в приюте детьми занимаются 104 человека, из которых 65 - монахини, остальные - оплачиваемые сотрудники: медсестры, повара, воспитатели. Сам приют похож на пряничный городок. Фасады зданий, окна, подъезды - все украшено цветами. На газонах - фигурки сказочных персонажей. На заднем дворе - игровая площадка и стадион. Однажды младшие дети попросили у папы - отца Лонгина - ролики. Батюшка детям ролики купил. Всем. Больше 200 пар. Но оказалось, что кататься на роликах в деревне негде. Тогда на помощь приехали монахи из Банчен и проложили асфальт на заднем дворе приюта. Теперь там можно кататься и на велосипеде, и на роликах, и с детской коляской гулять.

Разве монашеское это дело - детей развлекать?

Монашеский путь и семейный - очень разные, - соглашается отец Лонгин. - И у нас приют стоит отдельно от монастыря. Но я смотрю на своих монахов и вижу в их душе много добра. Они знают, когда у детей дни рождения, покупают им подарки, даже просятся в гости пойти поздравить. И я не думаю, что это плохо. Небеса радуются, если кто-то принес радость сиротке. Монах не отойдет от своей монашеской жизни, но он тоже должен давать другим добро. Это не грех. Вы знаете, когда дети жили в монастыре, бывало такое, что люди приходят на службу, спрашивают, где отец Лонгин? А я с детьми играю в футбол. Представляете, какой это, наверное, для людей соблазн! Настоятель - и в футбол вместо службы. А что делать? «Папа, давай играть в футбол!» - как тут откажешь? Я думаю, Господь простит мне этот грех, если это - грех. Без милосердия никто не спасется. Никто.

Что будет?

Старшую воспитанницу, «доню», года четыре назад первой выдал замуж за хорошего парня, кстати, из соседнего села. Столы накрыли, гостей позвали - наверное, с тысячу приехало. Или больше. Весь район гулял.

Через год - опять свадьба: другую дочку выдавал. Потом еще…

А сколько еще свадеб предстоит, где «тато Михайло» будет сидеть на почетном месте, как и положено отцу, и гордиться «своїми дітьми»!

Ось тоді буду спокійний, як вони усі сімейними стануть. І на свята до мене з’їдуться!.. Оце щастя! - мечтательно говорит священник.

Конечно, скептик скажет, что врачи могли ошибиться с диагнозом маленькой Ларисы. Как в еще пяти случаях. Конечно, дети, излечившиеся от ДЦП, плавая в настоящем бассейне на территории семейного дома, ничего не доказывают. И уж, само собой разумеется, что вера в Господа и молитвы отца Лонгина, монахов и монахинь его монастыря, которых дети называют «мамами», помощь всех, кто почти 20 лет им помогает, тут ни при чем. Не буду спорить. Тогда и вы не спорьте, что отец Лонгин, берущий без разбору на кормление и воспитание детей с «букетами» болезней - от ДЦП до СПИДа с врожденным гепатитом - и даже если не спасающий их от смерти, то продлевающий им жизнь в заботе и любви, - святой человек. Договорились?

К 46 годам отец Лонгин перенес три инфаркта и две операции на сердце. Кто-то держит его на нашей грешной земле… Вы, случайно, не знаете - Кто?

Виктор Бузиян /

Мой рассказ будет о поездке в Черновицкую область,где я посетила Свято-Вознесенский мужской монастырь "Банчень",настоятелем которого является Герой Украины, Архимандрит отец Лонгин, многодетный отец и опекун детей-сирот-инвалидов.
В своём журнале я уже рассказывала и показывала, в каких условиях живут ребята Детского дома семейного типа , который находится в 4-х км от Свято-Вознесенского монастыря. А теперь зайдём в сам монастырь.

Первое, что бросается в глаза - это идеальная чистота, ухоженность и, конечно же, обилие растений и цветочных клумб. (Цветы и фонтаны - прообраз райского сада).

Очень жарко, и повсюду струится утонченный аромат лилий, что очень символично. Помните? Лилия - цветок Благовещенья , цветок Девы Марии.

Подходим к центральным воротам Надвратной башни. Ее высота - 50 метров. Вверху - колокольня с 10-тонным колоколом.

Трудно поверить, что всего 17 лет назад здесь был пустырь. Как и трудно представить себе, каких огромных средств стоило всё это великолепие. Но имеет ли это какое-либо значение, когда глаз радуется, глядя на чудеса, созданные руками настоящих мастеров.

А вот и первое имя одного из жертвователей. Получается, что не перевелись еще меценаты в Украине.

Проходим через ворота. Слева - ротонда Преподобного Сергия Радонежского.

Справа - Преображенский храм.

Похоже, что здесь находится Трапезная монастыря. Монастырь сравнительно большой. Сейчас здесь обитает около 80 монахов и послушников.

Прямо по центру от ворот - храм Благовещенья.

Обращают на себя надписи на румынском языке. Большая часть населения окружающих сел - румыны. Поэтому почти все службы в храмах проводят на румынском. Напомню, что монастырь православный. Но соблюдают здесь и свои,собственные правила,отличные от наших.

За храмом - небольшой домик, где я увидела несколько пожилых женщин. Подошла к ним. Хотела расспросить о том, как и когда можно увидеть отца Лонгина. Оказалось, что это богадельня.

Отец Лонгин опекает не только детей. Здесь живут немощные старушки, большинство из которых - инвалиды, с нелегкими судьбами,оказавшимися ненужными ни детям,ни государству.
А если бы вы видели, как светились глаза старушек при упоминании имени отца Лонгина.

Кроме старушек, здесь же опекаются и дедушки-инвалиды. Живут они на попечении у монахов.

Гуляя по этим райским садам меня одолевало двоякое чувство. Во-первых, чувство восторга от окружающей красоты и благолепия, а во-вторых, из головы не выходили воспоминания от всего прочитанного про монашеские заветы о жизни в простоте, нестяжании,отрешении от всего мирского. Но имеем ли мы право судить об этом. Ведь видим только внешнюю сторону этой обители. А какова жизнь в кельях, без своей воли, которая полностью подчинена настоятелю... Что знаем мы о жизни в постоянных молитвах, в постоянной борьбе со своими страстями...
Так что, думаю, эта тема нее подлежит обсуждению.

А вот и Свято-Троицкий собор. Самый высокий храм в Украине. Строили храм всем миром на протяжении пяти лет. Тысячи людей со всей округи помогали при его строительстве. Конечно же, не обошлось и без меценатов. Главный благотворительный взнос внес Дмитрий Фирташ - глава Объединенного движения работодателей.

Зайдем внутрь. Храм расписывали самые лучшие мастера Украины. Многие фрески выполнялись по старинным технологиям.

Церковных молитв и песнопений не звучало. В этом монастыре службы, в основном - ночные.
Огромный храм был почти пуст. Но,конечно,ни о какой моей молитве не могло быть и речи. Я ходила,оглушенная всем этим великолепием,не зная куда и на что смотреть. Сперва прятала свой фотоаппарат,зная, что как правило, в подобных храмах запрещена фотосъёмка. Но потом осмелела. Тем более, что нигде не висели запретные знаки.

Как потом оказалось, вежливо просят не фотографировать только во время литургии, чтобы не отвлекать верующих.

Удивительный монастырь. Удивительное место. Приходи сюда в любое время дня и ночи. Накормят, если ты голоден. Живи,если нужно, в специально построенном Доме паломника. Фотографируй. Сиди в храмах. Молись,наблюдай, думай, размышляй, любуйся внутренним убранством. Если можешь и хочешь - вноси свою лепту на богадельню, на детский дом, на храм... (Правда, я нигде не видела поставленные для этой цели ящики с подписью "Жертва на храм").

Купола с золотыми звездами, тишина, дружная братия,чистенькие старушки, ухоженные и трудолюбивые дети и везде - КРАСОТА.
Такая красота, которая ДОЛЖНА спасти мир.