А и куприн поединок история создания повести. А и куприн поединок история создания повести История создания произведения поединок куприна

30.12.2023 Диспепсия

Ответы

Какова тема повести?

Кризис России, всех сфер русской жизни

Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?

Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми

Как Куприн рисует образы офицеров?

Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколении –полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий, отличающийся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающий только палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры – Назнанский, Веткин, Бек-Агамалов. Их жизнь ничуть не лучше. Смирившись с деспотичными порядками в армии, они пытаются спастись от действительности в пьянстве.

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?

Сравнение с животными, Куприн в описании офицеров употребляет эпитет «звериный»

Куприн изображает, как в условиях армии идёт «расчеловечивание» человека – солдата и офицера, как погибает русская армия

Как изображены «полковые дамы»?

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. « О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. « И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: « Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: « Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14). Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , « какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: « Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

Что говорит Куприн о солдатах?

А) плохо соображающий, недогадливый Б ондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который « не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, « забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом « в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых « застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: « Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина . Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины .

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему тему личности.

Образ Ромашова.

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нём Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Назнанский говорит о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»

Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?

Ромашов. Милосердие одержало победу над греховной сущностью человека.

В чём значение названия повести?

1. Офицерская дуэль – Ромашов и Николаев

2. Ромашов в поединке с действительностью проигрывает. Если бы выжил, его ждала бы нравственная гибель в армейской среде

Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией , со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

3. Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом . Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

«Поединок» - повесть Александра Ивановича Куприна , опубликованная в 1905 году. В повести описывается история конфликта молодого подпоручика Ромашова со старшим офицером, который развивается на фоне столкновения романтического мировоззрения интеллигентного юноши с миром захолустного пехотного полка, с его провинциальными нравами, муштрой и пошлостью офицерского общества. Самое значительное произведение в творчестве Куприна.

Первое издание «Поединка» вышло в свет с посвящением: «Максиму Горькому с чувством искренней дружбы и глубокого уважения эту повесть посвящает автор». По собственному признанию автора, влияние Горького определили «все смелое и буйное в повести».

Сюжет

Придя с полковых занятий, молодой подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов получает письмо с приглашением от Раисы Александровны Петерсон, с которой он имел давнюю, надоевшую связь, но не приходит на встречу, а письмо рвет. Вместо этого, нарушая данное себе обещание, подпоручик отправляется к Николаевым (где часто бывает), где мило беседует с Шурочкой - женой капитана Николаева. Тот готовится поступать в военную академию и почти не принимает участия в разговоре.

На полковом балу Ромашов объявляет Раисе Патерсон о разрыве их отношений, на что та в негодовании говорит кучу оскорблений и клянётся мстить.

В конце апреля Ромашов получает письмо от Александры Николаевой с приглашением на пикник в честь её именин. На пикнике происходит признание в любви Шурочки и Ромашова. Одновременно с этим Александра просит больше не приходить к ним из-за того, что кто-то посылает её мужу лживые анонимные письма об их связи.

Во время смотра полка Ромашов терпит провал перед командующим генералом из-за своей ошибки, приведшей к тому, что строевой порядок был потерян. Главный герой глубоко переживает неудачу. После случившегося надлом в отношении его с офицерами ещё усилился. В довершении всего он встречает Николаева, который холодно говорит с ним об анонимных письмах, касающихся его жены, и также просит не бывать более у него.

После самоубийства солдата в одной из рот в обществе офицеров пьянство вспыхивает с особенно ожесточённой силой. Товарищ Ромашова уговаривает его пойти с ним в офицерский клуб. Ближе к утру происходит конфликт между Николаевым и Ромашовым, заканчивающийся дракой. На следующий день офицерский суд выносит решение о том, что конфликт не может быть закончен примирением и назначает время поединка.

После длинного разговора со своим другом - Незнанским, Ромашов готов отказаться от дуэли и уйти из полка, но, придя домой, обнаруживает там Шурочку, которая просит не отказываться от дуэли, так как это повредит её мужу, который готовится к поступлению в академию Генерального штаба. Она утверждает, что устроит так, чтобы никто из дуэлянтов не был ранен. Перед уходом между ними происходит любовная сцена.

Однако во время дуэли Николаев ранит Ромашова в живот, и тот от полученных ран умирает.

Повесть А. И. Куприна «Поединок» во многом автобиографична. А. И. Куприн был воспитанником 2 -го Московского кадетского корпуса, выпускником Московского Александровского военного училища. В 1890 - 1894 гг. будущий писатель служил в 46 -м Днепровском пехотном полку, дислоцированном в г. Проскурове Юго-Западного края. Таким образом, важнейшие жизненные впечатления молодости Куприна были тесно связаны с российской армией, ее бытом и проблемами. Возможно, А. И. Куприн, по складу своего характера, особенностям личности и темперамента вообще не был создан для военной службы, тем более в мирное время. Но профессию военного будущий писатель себе не выбирал: так сложилась жизнь. Его мать, вдова, не имея средств, чтобы дать сыну достойное образование, отдала мальчика в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус. Обида за несвободу собственного выбора сказалась на всей дальнейшей военной карьере Куприна, а также и в его литературном творчестве. Словно в кривом зеркале, она нашла своё отражение на страницах многих «военных» произведений писателя и в наибольшей степени – в повести «Поединок» .

Начав работу над повестью еще в 1902 г. , Куприн длительное время напряженно трудился над ней, испытывая значительное воздействие М. Горького, который не просто поддержал и ободрил писателя, но и вдохнул в него уверенность в своих силах. Впервые "Поединок" был напечатан в горьковском "Сборнике товарищества "Знание" за 1905 год" с посвящением М. Горькому "с чувством истинной дружбы и глубокого уважения". Принято считать, что своеобразными эскизами к "Поединку" стали многочисленные ранние рассказы из военного быта - "Дознание" (1894), "Куст сирени" (1894), "Ночлег" (1895), "Ночная смена" (1899), "Поход" (1901), повести "Прапорщик армейский" (1897) и "На переломе" ("Кадеты", 1900). В 1902 г. был написан рассказ "В казарме", который явился первым наброском "Поединка": в переработанном виде этот рассказ вошел в XI главу повести.

Тематика произведения В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим. . . чисто человеческим качествам офицеры купринской повести - люди очень разные. . . почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом “добрых чувств”, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием» (О. Н. Михайлов). Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий - люди разные, но все они - ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.

В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетёт его. Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам. . . и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам» . Ромашов - это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности. Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром. Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх. Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке, Ромашов погибает.

Герои Ромашов Георгий Алексеевич - главный герой повести. Шурочка называет его «неуклюжим» , «милым мальчиком» , «добрым, трусливым» , слабым. В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для него тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта. «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок» . Однако именно застенчивый, краснеющий даже в разговоре с офицерами Ромашов заступается за солдата-татарина перед полковым командиром Шульговичем, чем вызывает его гнев. Он осознает свое одиночество и затерянность среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей. От тоски Георгий часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни. Он сохранил детскую привычку «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов» . Но однажды он увидел, что стоящие на платформе курьерского поезда красивая дама и ее спутник смеются над ним - бледным, близоруким и неловким.

Называя себя «маленьким» , «слабым» , «песчинкой» , Ромашов жалуется на Бога, но затем просит прощения: «Делай со мной все, что Тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью» . Р. испытывает глубокий душевный надлом, чувствует себя намного старше своих двадцати двух лет. После драки с Николаевым Ромашов вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня» . Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Георгием и Василием. Шурочка просит Ромашова не убивать ее мужа, но и не отказываться от дуэли, так как это может помешать его поступлению в академию. По словам Шурочки, Николаев обо всем знает и тоже будет стараться не попасть в него. Тут «между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое» , и Шурочка, зная, что видит Ромашов в последний раз, отдается ему. На следующий день Николаев убивает Ромашова на дуэли.

Не называя имени Шурочки, Василий рассказывает Ромашову историю своей любви. Он как бы предупреждает Ромашова о грозящей ему опасности, видя, что в Шурочке живут сразу «два человека: один - с сухим, эгоистичным умом, другой - с нежным и страстным сердцем» . Во второй раз Казанский и Ромашов встречаются перед дуэлью. Он доказывает, что отказ от дуэли был бы более смелым поступком, чем согласие на нее. Василий уговаривает Ромашова уйти в отставку, так как служба в армии уродует даже лучших людей, видит в душе Ромашова «какой-то внутренний свет» , который погасят в «берлоге» -в полку. Ромашов чувствует в Казанцеве сумасшествие, передающееся «волнами ужаса» ему самому.

Развитие сюжета Придя с полковых занятий, молодой подпоручик Георгий Алексеевич Ромашов получает письмо с приглашением от Раисы Александровны Петерсон, с которой он имел давнюю, надоевшую связь, но не приходит на встречу, а письмо рвет. Вместо этого, нарушая данное себе обещание, подпоручик отправляется к Николаевым (где часто бывает), где мило беседует с Шурочкой - женой капитана Николаева. Тот готовится поступать в военную академию и почти не принимает участия в разговоре. На полковом балу Ромашов объявляет Раисе Патерсон о разрыве их отношений, на что та в негодовании говорит кучу оскорблений и клянётся мстить. В конце апреля Ромашов получает письмо от Александры Николаевой с приглашением на пикник в честь её именин. На пикнике происходит признание в любви Шурочки и Ромашова. Одновременно с этим Александра просит больше не приходить к ним из-за того, что кто-то посылает её мужу лживые анонимные письма об их связи.

Во время смотра полка Ромашов терпит провал перед командующим генералом из-за своей ошибки, приведшей к тому, что строевой порядок был потерян. Главный герой глубоко переживает неудачу. После случившегося надлом в отношении его с офицерами ещё усилился. В довершении всего он встречает Николаева, который холодно говорит с ним об анонимных письмах, касающихся его жены, и также просит не бывать более у него. После самоубийства солдата в одной из рот в обществе офицеров пьянство вспыхивает с особенно ожесточённой силой. Товарищ Ромашова уговаривает его пойти с ним в офицерский клуб. Ближе к утру происходит конфликт между Николаевым и Ромашовым, заканчивающийся дракой. На следующий день офицерский суд выносит решение о том, что конфликт не может быть закончен примирением и назначает время поединка. После длинного разговора со своим другом - Незнанским, Ромашов готов отказаться от дуэли и уйти из полка, но, придя домой, обнаруживает там Шурочку, которая просит не отказываться от дуэли, так как это повредит её мужу, который готовится к поступлению в академию Генерального штаба. Она утверждает, что устроит так, чтобы никто из дуэлянтов не был ранен. Перед уходом между ними происходит любовная сцена.

Повесть заканчивается кровавым поединком, бессмысленной смертью юноши от руки ничтожного карьериста Николаева. Финальный аккорд пронизан чувством непримиримости с нелепой смертью, а также осуждением эгоистичных людей, неоценивших прекрасно расцветающую юность. Сухой, казенный рапорт об убийстве Ромашова усиливает ощущение абсурдности, а, вместе с тем, и трагичности смерти молодого человека, до последнего мгновения страстно стремившегося к правде и красоте, но вступившего в поединок с пошлостью и подлостью. Ценность человеческой жизни, её хрупкость видится в свете этих событий особенно ярко.

Вывод Ищущий справедливости Ромашов проиграл в поединке с действительностью. Заставив прозреть своего героя, автор не нашел для него дальнейшего пути, и смерть офицера стала спасением от нравственной гибели. Ромашов - жертва времени, обстоятельств и нравов. Он искал выход, его внутренние душеные переживания обнажены перед читателем. Однако, для решения таких глобальных проблем в армии необходимо, чтобы потребность в осуществлении перемен поняло большинство людей, так как единицы неспособны переменить ход истории. Но не стоит забывать, что историю вершат конкретные люди. От того, каких людей воспитывает общество, зависит, будет ли военная мощь страны пустым звуком, фарсом, или же воплощением правды и смелости, когда молодые люди с готовностью будут пополнять офицерские ряды и гордо, без угрызения совести, произносить «Честь имею!»

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца. Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым. Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой. Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение. Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Так же вы можете прочитать , одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его , проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.

Год издания книги: 1905

Повесть Александра Куприна «Поединок» многие называют одним из наиболее значимых произведений в творчестве автора. Именно благодаря таким произведениям Куприн занимает высокое место в нашем . Свою повесть писатель посвятил , которого считал своим учителем. И получил от него высокие оценки за это произведение. Повесть «Поединок» шесть раз экранизировался под разными названиями. Последняя из них относится к 2014 году.

Сюжет повести «Поединок» кратко

В повести Куприна «Поединок» читать можно о молодом подпоручике Георгии Алексеевиче Ромашове. Он совсем недавно закончил училище и сейчас вместе с шестой ротой заканчивал вечерние занятия. Младший офицерский состав собрался вместе и рассуждал о глупости этих занятий. Их разговор прервало появление черкеса Бека-Агамалова. Его умение держаться на лошади могли бы позавидовать даже кавалеристы. Он то и рассказа новость, что командир требует от офицеров рубки чучел. Это вызвало бурное обсуждение о уместности данного умения в современной войне, но затем все дружно решили попробовать. Ромашов некогда не был силен в этом. И в этот раз он вновь ударил в грязь лицом, не только не попав по чучелу, но еще и содрав кожу с пальца. А вот Бек-Агамалов успешно снес пол чучела. Тем временем появился командир полка. Он явно был не в настроении и сначала под горячую руку попал солдат из роты Ромашова, а затем и сам подпоручик. В итоге Ромашов получил четверо суток домашнего ареста, а его капитан Слива выговор.

После того как плац опустел Георгий Алексеевич ощутил свое одиночество. По пути домой он размышлял куда пойти вечером. Город был маленький и единственным приличным местом был вокзал, где к прибытию прусского поезда собиралось немало народа. Но его был жалок, а памятуя как над ним не так давно посмеялась красивая пассажирка первого класса он решил, что делать на вокзале сегодня нечего. Все дорогу домой заняли мечты о том, как он выучится и уже он будет отдавать приказы полковнику Шульговичу. Он так замечтался, что побежал и замахал руками.

Дома его вновь заняли мысли о том куда пойти вечером. Последнее время он часто проводил вечера в доме поручика Владимира Ефимовича Николаева. Но сегодня он твердо решил туда не идти. Это решение изменило письмо от Раисы Александровны Петерсон с которой он уже давно крутил роман за спиной ее мужа. Женщина намекала, что они уже неделю не виделись, а сегодня ее мужа как раз не будет дома. Прочтя письмо, Ромашев решил вновь отправится к Николаевым. А своему денщику Гайнане велел если придут от Петерсонов отвечать, что не знает де хозяин.

Далее в кратком содержании «Поединок» Куприна вы узнаете, как подходя к дому Николаевых он увидел Александру Петровну Николаеву в окне. Он долго ей любовался, надеясь, что она так мило говорит именно о нем. Затем он все-таки решился зайти в дом. Владимир Ефимович был занят подготовкой к поступлению в военную академию. Шурочка ему в этом активно помогала и даже изобрела собственную методику. И у нее это получалось даже лучше, чем у мужа. Ей не давалась только баллистика, которая была загромождена множеством формул. С подачи Шурочки разговор свелся к поединкам, которые вновь разрешили. Девушка осуждала это решение и считала варварством. В то же время, по ее мнению, в офицерском составе поединки были нужны. Так она б, например, с удовольствием убила Назанского, за то, что приучил Ромашова к водке. На прощание она даже сказала, что вместо общества Назанского, Георгию Алексеевичу лучше приходить в их дом.

Следующий день для главного героя повести «Поединок» Куприна прошел не весело. Он был под домашним арестом и не мог принимать участие в суете, связанной со смотром. Вообще в части все офицеры старались отлынивать от работы и больше были заняты своими финансовыми проблемами. Частенько за счет солдатских денег. Но перед смотрами все как будто оживали. Зато у Ромашова было время подумать. Например, почему его денщик за свои деньги покупает ему сигареты, года даже буфетчик не дает ему в долг. И только визит Николаевых скрасил этот день. На следующий день его ошарашил визит адъютанта. Командир полка требовал его к себе. Ромашов наскоро оделся и прибыл к Шульговичу. Сначала полковник начал на него кричать, что Ромашов много пьет и скоро вообще скатится по наклонной. Но затем увидел в глазах главное героя, что еще слово и это может стать последней каплей. После этого он немного поостыл и даже пригласил его к себе на обед. Они много говорили и оказались земляками – пензинскими. Только Ромашов был из Наровчатского уезда, а Шульгович из Инсарского. В ходе обеда полковник делал немало замечаний Ромашову по поводу столовых приборов, чем ввел того в смущение.

Последующие события в повести «Поединок» Куприна разворачивается на балу. В первые годы Ромашов любил это действо, но затем он понял, что дамы ходят на бал в одних и тех же платьях, а их румянами они совершенно не умеют пользоваться. Да и атмосфера праздника была через чур напыщенной. Во время бала он всячески пытался избежать встречи с Раисой Петерсон, но это не удалось. Во время их танца он решил порвать отношения. Это вызвала бурю эмоций и обещаний отомстить. Тем более что в этом она могла рассчитывать на мужа, который как известно очень любил свою жену. И уже не раз был замечен за подлостями по службе против бывших фаворитов своей жены.

Дальше понеслись серые будни. Была муштра солдат, обучение и подготовка к смотру. Ромашов испортил отношения со Сливой сделав ему замечание по поводу жестокого обращения с солдатами, а сам тем временем все больше залазил в долги. Поэтому, когда 23 апреля он получил приглашение на пикник в честь дня имени Шурочки, он понял, что денег на подарок у него нет. Пришлось занимать десять рублей. Но когда Ромашов уже подъезжал к дому Николаевых что-то насторожило его в письме Шурочки. Он уже было совсем решил проехать, но Шурочка вышла лично его встречать. Это остановило его бегство. На пикнике было не так весело, как шумно. Ромашов все пытался разузнать у Шурочки почему она сегодня такая необычная и почему ее муж с ним так холоден. Но девушка все ускользала от ответа. Лишь когда свечерело Ромашов двинулся подальше в лес. Шурочка скользнула за ним. Главный герой признался ей в любви, а Шурочка призналась, что ее тоже тянет к нему. Но назвать это любовью нельзя – это скорее жалость. Но несмотря на это встречаться им больше нельзя. Ведь ее муж получает анонимки о якобы их отношениях. Поэтому Шурочка просит Ромашова больше не приходить в их дом.

Далее в произведении «Поединок» Куприна читать можно о том, как с первого мая весь полк выступил в лагерь. Лагерь находился в двух милях от города. Солдаты и младший офицерский состав жили там. Все кроме шестой роты, казармы которой совсем прохудились. В лагере муштра только усилилась. Выбивалась из этого ритма только пятая рота, которой командовал капитан Стельковский. На своих солдат он не орал, не бил, да и выглядели они у него откормленными. Но дисциплина у него была железная. Поэтому совсем не удивительно, что на плацу пятнадцатого мая именно его рота заслужила похвалу генерала. А вот Ромашов как всегда оплошал. Во время марша он так загордился собой, что сбил всю роту с ритма. В итоге получилось стадо, а сам подпоручик схлопотал строжайший выговор, семь дней гауптвахты и требование написать заявление на перевод в другую роту.

Все это не могло не оставить глубокого следа в ранимой душе главного героя повести «Поединок». Он в одиночестве брел домой, когда на железнодорожной ветке его встретил Николаев. Владимир Ефимович не скрывал, что ждал именно Ромашова. Они не поздоровались, а перешли сразу к делу. Николаев рассказал своему бывшему другу о анонимных записках и слухах, распускаемых неким неизвестным. Все это портило репутацию его жене. Ромашов согласился, что это недопустимо и пообещал попробовать прекратить это. Кроме того, главный герой пообещал больше некогда не бывать в доме Николаевых. После этого Ромашов целый вечер бродил по городу и лишь отдельные картинки откладывались у него в памяти. Очнулся он вновь на железнодорожном полотне. К этому времени его все настойчивее посещали мысли о самоубийстве. Как не странно помешал этому солдат Хлебников. Это был один из самых слабых солдатов, которого вечно избивали офицеры и простые солдаты. Очевидно его тоже посетила мысль о самоубийстве. В последствии Ромашов пригласил его к себе и выведал все о его несчастной жизни. После этого он твердо решил, дослужив три обязательных года уйти в запас. Он даже начал продумывать себе профессию. Но чем больше он думал, тем больше убеждался что для человека есть лишь три вида деятельности – это наука, искусство и физический труд. И литература, как и главного героя , из всего этого прельщала его больше всего.

После того случая на плацу Ромашов сторонился офицерского, да и любого другого общества. Он часами размышлял либо проводил под окнами Шурочки. Однажды он даже бросил ей букет в окно. Но вскоре получил записку больше так не делать. В конце мая в роте капитана Осадчего повесился солдат. Это не было бы чем-то странным, если бы это не произошло точь-в-точь в тот же день, как и год назад. Ромашову пришлось присутствовать при вскрытии. А вскоре к нему пришёл сам капитан, который был безумно пьян. Он практически силой затянул Ромашова на одну из своих пьянок. Когда все офицеры уже были порядком пьяны решили ехать в публичный дом. Там невменяемый Бек-Агамалов чуть не зарубил женщину. Остановил его Ромашов. Это помогло ему чуть позже, когда пьяная компания вернулась в салон. Здесь Осадчий запел заупокойную из-за чего случился скандал. В результате пьяный Николаев начал оскорблять Ромашова, тот вылили ему в лицо остатки пива и завязалась драка. Очнулся главный герой уже в углу, а Бек-Агамалов что-то говорил Николаеву.

На следующее утро в главный герой произведения «Поединок» Куприна получил записку с требованием явится на суд офицеров N-ого полка. К шести Ромашов прибыл и его попросили обождать. Вскоре из зала суда вышел Николаев. Он нечего не говорил, а главный герой старался не замечать его. Но Николаев присел рядом и старясь дабы этого некто не видел попросил не распространяться о анонимных письмах и их прениях. Ромашов выполнил его просьбу. Некому из офицеров суда он этого не рассказал. А все попытки капитана Петерсона подвести к этой теме игнорировал. Уже вечером суд офицеров вынес свой вердикт – поединок.